Евроистребитель «Тайфун» проиграет бой русскому «Триумфу»
Газета Frankfurter Allgemeine Zeitung, трезво оценив перспективы воздушного вторжения Люфтваффе на российскую территорию, утверждает, что у лучших евроистребителей Eurofighter Typhoon призрачные шансы на успех. И дело тут не только в уникальных возможностях российской зенитно-ракетной системы С-400 «Триумф» сбивать все типы воздушных целях, но и в слабости истребителя, на который сделали главную ставку четыре европейских государства - Германия, Великобритания, Испания и Италия...
Истребитель «Тайфун», относящийся к поколению 4+, был создан консорциумом авиастроительных компаний этих четырех стран. Его эксплуатация началась в 2003 году, спустя 9 лет после первого полета прототипа. Этими истребителями комплектуются ВВС четырех стран. В Люфтваффе находятся 130 машин.
При этом газета несколько сгущает краски, из-за чего может создаться превратное впечатление о слабости «Тайфуна». Это сильный самолет, хоть не столь уже и молод - его разработка началась в 80-е годы. Но он периодически модернизируется, обновляя авионику. Обладает прекрасной скоростью в 2,3 М. Потолок равен 20 километрам. Имеется всеракурсно отклоняемый вектор тяги. Причем скорость отклонения выше, чем у Су-35С, - 110 град/с. Скороподъемность достигает 315 м/с. Приличный боевой радиус - 1400 км. Тяговооруженность (отношение тяги двигателей к весу самолета), можно сказать, рекордная - 1,2. Разумеется, есть и РЛС с АФАР, и оптико-локационная станция, и современный комплекс управления вооружением…
Но при этом Frankfurter Allgemeine Zeitung почему-то утверждает, что «Тайфун» не имеет возможности наносить удары по наземным целям. Действительно, на первых порах самолет создавался для завоевания господства в воздухе. Этим объясняются его прекрасные летные характеристики и оснащенность не только американскими ракетами «воздух-воздух» полного спектра дальности, но и куда более совершенными ракетами европейской разработки. К таковым, например, относится дальняя ракета «Метеор» с прямоточным воздушно-реактивным двигателем.
В начале нового тысячелетия, по результатам авиационных налетов на Афганистан, стало понятно, что «Тайфуну» следует придать и еще одну важную функцию - возможность наносить удары по наземным целям. И в ходе уже почти завершавшейся разработки в комплекс управления оружием были экстренно введены возможности использования ракет «воздух-поверхность», а также свободнопадающих бомб. Более того, самолет оснастили и противорадиолокационной ракетой, которая предназначена для борьбы с РЛС зенитно-ракетных комплексов.
Необходимо сказать, что консорциум выпускает несколько отличающиеся друг от друга модификации истребителя, которые поставляются в четыре страны. Для каждой страны своя модификация. Разумеется, и различные возможности быть ударным самолетом, или истребителем, или перехватчиком. Участие Великобритании в налетах на Сирию показало, что у британских «Тайфунов» функция отстрела ракет «воздух-поверхность», вполне развита.
Однако немецкие, итальянские и испанские машины участвуют только в тренировочных и отчасти патрульных полетах. Тем не менее, и они могут постоять за себя при преодолении зоны ПВО противника, имея не только минимальный набор ударных средств, но и обладая вполне современной системой защиты от помех, выставляемых наземными комплексами противника. Этой мощности и рабочих алгоритмов радиоэлектронной защиты, вероятно, достаточно для борьбы с таким ЗРК как американский «Патриот». Однако для С-400 «Тайфун» столь же уязвим, как и другие натовские самолеты. Включая и сильно перехваленный F-35, возможностями электронных систем которого кичится компания-разработчик «Локхид Мартин». И тому есть вполне конкретное подтверждение.
После поставки для сирийской армии комплексов С-300 (даже не С-400!) Израиль сильно остерегается внедряться в зону ответственности ЗРК С-300 на своих F-35, которые стоят безумно дорого.
Потому что даже сделанные по всем канонам стелс-самолеты не являются невидимками для современных российских наземных ЗРК и ЗРС. Поскольку, во-первых, их РЛС «рассматривают» цели с различных ракурсов. В том числе и с таких, при которых самолет возвращает отраженный луч РЛС вполне отчетливо. Во-вторых, РЛС работают в различных частотных диапазонах, а вся невидимость рассчитана исключительно на сантиметровый диапазон волн. При этом информация, полученная при облучении в дециметровом диапазоне имеет достаточное для целеуказания разрешение, благодаря использованию современных алгоритмов обработки информации с повышенным быстродействием процессора. Ну, а «Тайфун» совсем не «невидимка», у него лишь понижена заметность, как, например, у российских Су-35С и МиГ-35. Так что проблем с обнаружением этого самолета и наведением на него зенитных ракет для С-400 нет никаких.
Учитывая, что у «Тайфуна» все-таки есть ракеты для обстрела наземных целей, включая противорадиолокационную, можно попробовать спрогнозировать результаты дуэли между этим истребителем и ЗРС С-400.
«Тайфун» использует два типа противорадиолокационных ракет. Американская AGM-88 HARM, обладая максимальной скоростью в 2300 км/ч, имеет дальность порядка 110 км. Была принята на вооружение в 1983 году. Несколько раз модернизировалась. Последняя модификация способна не терять цель даже в случае перестройки ею частоты по случайному закону или при отключении атакуемой РЛС. Свои достоинства по отношению к вышеупомянутому «Патриоту» ракета продемонстрировала в 2003 году при вторжении в Ирак. Пилот F-16 по ошибке атаковал ЗРК «Патриот», принадлежавший силам американской коалиции. Ракета поразила цель, после чего пришлось устанавливать новую РЛС.
Вторая ракета - британская ALARM. Она тоже не «из молоденьких», появившись в ВВС в 1991 году. Ее, скорее, следует отнести к классу планирующих бомб. После запуска ракета поднимается на высоту порядка 20 км. Затем выключается двигатель и выпускается парашют. В режиме плавного спуска ALARM ищет РЛС по излучению ее антенны. Обнаружив цель, ракета сбрасывает парашют и с выключенным двигателем, устремляется к ней почти вертикально. Максимальная скорость полета - 2500 км/ч. Дальность - около 100 км.
Эффективность ALARM была продемонстрирована в 1991 году во время войны в Персидском заливе. Британские истребители-бомбардировщики «Торнадо», совершив 52 боевых вылета и израсходовав 121 ракету, практически полностью уничтожили систему ПВО Ирака. Хоть появившиеся впоследствии слухи отдают эту заслугу американской авиации.
Так что истребитель «Тайфун» с ракетным вооружением «воздух-поверхность» является грозным оружием по отношению к системам ПВО. Но только- стран третьего мира.
При столкновении с российскими системами С-400 расклад совершенно иной. Никакой дуэли не получится. Потому что «Тайфун» будет поражен зенитной ракетой задолго до того, как он сможет выпустить свою противолокационную AGM-88 или ALARM.
«Тайфун» может быть встречен ракетой 48Н6E на расстоянии в 150 км от пусковой установки С-400. Ракетой 48Н6E2 - за 200 км. Ракетой 48Н6E3 - за 250 км. И, наконец, ракетой 40Н6E - за 400 км. Причем на противоракетный маневр пилот «Тайфуна» рассчитывать не может. Максимальная перегрузка самолета при маневрах - 9 g. Ракета же маневрирует с перегрузками, превышающими 20 g. Соответственно и поразить зенитную ракету, развивающую скорость от 1200 м/с до 2500 м/с, своей ракетой «воздух-воздух» пилоту практически невозможно.
Есть и еще один выигрышный момент. С-400 обладает многоканальностью, то есть дивизион способен одновременно сопровождать до 80 целей и обстреливать 40.
Так что никакой «прогулки в Россию», как это было в Ираке в 1991 году, не получится. Ни легкой, ни тяжелой.
И все же у Люфтваффе есть шансы прорваться. Если они одновременно поднимут в воздух все 130 своих «Тайфунов». Вот только и этот шанс при ближайшем рассмотрении положении дел в немецких ВВС абсолютно нереальный. Дело в том, что военная авиация ФРГ находится в плачевном состоянии. А по сути, ее просто не существует.
По данным журнала Der Spiegel, из 130 истребителей «Тайфун» только 8 готовы к выполнению боевых задач. При этом ракет «воздух-воздух» хватает только на 4 самолета. Столь вопиющее положение дел связано с острой нехваткой запчастей и ракетно-бомбового вооружения. Также самолеты, которым необходим ремонт, дожидаются его на протяжении нескольких месяцев. А новые самолеты поступают в строевые части в большинстве случаев в неработоспособном состоянии.
Так что все наши сравнительные подсчеты возможностей евроистребителя и российской ЗРС С-400 оказались немного преждевременными. Впрочем, их можно использовать для оценки возможностей британских ВВС вторгнуться на российскую территорию. Результат окажется точно таким же. Ну, а немцам просто нечем и не на чем воевать.
Свободная Пресса