Зачем американская разведка занялась российскими соцсетями

Oct 30, 2018 17:01



Отслеживание публикаций в российских социальных сетях становится прямой обязанностью американской разведки. Ради мониторинга российских соцсетей подрядчик Пентагона объявил набор соответствующих специалистов, владеющих русским языком и навыками работы спецслужб. Что именно будут искать в наших соцсетях американцы и ради чего?


Компания COLSA, подрядчик Пентагона, объявила о наборе специалистов для мониторинга российских социальных сетей, в качестве одного из критериев для соискателей указано знание русского языка. «Корпорация COLSA в настоящее время ищет опытных кандидатов на должность аналитика российских социальных медиа», - говорится в объявлениях компании, размещенных на ее сайте.

Уточняется, что больше шансов заполучить работу у кандидатов с высшим образованием и подготовкой в области военной разведки. Всего вакансий для владеющих русским языком три, и на две из них желателен опыт работы в военной разведке. Для всех вакансий предусмотрено прохождение стандартной проверки на допуск к секретной информации. Тут речь идет, видимо, не о содержании русскоязычных соцсетей, а о самой методике его анализа, которую Пентагон относит к секретной информации, поскольку знакомство с этой методикой позволит выявить цели мониторинга и критерии отбора тем.

В обязанности специалистов войдет отслеживание публикаций, их анализ, составление отчетов по различным дискуссиям в соцсетях. «Отобранный соискатель обязан читать, анализировать и создавать наброски общения на региональные и идеологические темы в определенных иностранных сегментах медиапространства. Аналитик должен следить за определенными региональными темами и черпать информацию из доступных источников. Он будет анализировать заявления в СМИ и посты в соцсетях, чтобы определять тенденции и ключевых лидеров мнений. Возможно, аналитик будет участвовать в планировании операций», - говорится в описании вакансий. Также будущим работникам нужно будет анализировать заявления на информационных ресурсах для прогнозирования тенденций.

Соискателям предлагают заработную плату от 36 до 76 тысяч долларов в год в зависимости от квалификации, что для США, мягко говоря, немного. Но просиживание перед монитором никогда больше не стоило. Кроме того, будущее место работы - курортная Тампа в штате Флорида, где расположены одна из многочисленных штаб-квартир корпорации и заодно штаб Центрального командования армии США. Правда, заранее предупреждается, что рабочий день ненормированный, вплоть до круглосуточного «по пожеланию заказчика», так что на пляж особо и не слиняешь.

В течение последнего месяца COLSA последовательно объявляла об идентичных вакансиях мониторинга чужих соцсетей на дюжине языков. Сразу же за русскоязычным объявлением было выпущено персидское, причем в заявке фарси указан как «родной» (это важная деталь), а все остальные языки можно и как иностранные. Среди заявок сербский язык, македонский, болгарский, турецкий, греческий (для эллинов расширенные требования: надо обладать еще и журналистскими навыками), суахили, сомали. Ранее публиковались заявки на пушту, дари (фарси-кабули) и китайский. Украинские соцсети почему-то не мониторятся, хотя мы все знаем, что там очень смешно.

COLSA - крупнейший киберподрядчик Пентагона практически по всем линиям кибервойны, защиты информации и программного обеспечения вплоть до управления спутниками и радарами. Только до июля следующего года корпорация должна освоить более 300 миллионов долларов на подобную работу, и объем будет увеличиваться.



Проект по мониторингу соцсетей в глобальном масштабе, как ни странно, совершенно новый. Ранее COLSA в пилотном режиме осуществляла мониторинг арабоязычных соцсетей в агрессивном стиле: работники корпорации не просто читали переписку и составляли записки о «тенденциях», но и пытались вмешиваться в дискуссии.

Привело все это к краху. Набранные вот так вот «по объявлению из сел и деревень» как бы арабоязычные «специалисты» оказались тотально некомпетентны и подвержены коррупции и кумовству.

Арабоязычная операция WebOps должна была, помимо простого мониторинга, выявлять попытки вербовки в ИГИЛ и прочие джихадистские группы и по возможности противостоять им. На практике же «специалисты» COLSA не имели опыта контрпропаганды, не знали в достаточной мере арабский язык вплоть до детских ошибок, не понимали ислам вплоть до незнания разницы между суннитами и шиитами. Их попытки ввязываться в полемику с вербовщиками джихадистов вызывали в соцсетях смех. Например, вместо слова «власти» умудрились употребить похожее по написанию слово «салат», из-за чего получился «палестинский салат» вместо «правительство Палестины». Возник мем. Полученными же данными руководители программы откровенно манипулировали. «Босс сказал, что отчет должен показывать прогресс, но не сильный - уровень опасности сохраняется. По его словам, это нужно, чтобы продлить финансирование программы», - поделился один из арабоязычных экс-аналитиков с агентством Associated Press.

В конце концов вся эта история попала под антикоррупционное расследование. Выяснилось, что значительная часть круглой суммы в 500 миллионов долларов была попросту пропита. Арабоязычные сотрудники и их англосаксонское и итальянское (корпорацию возглавляет ветеран армии США еще с вьетнамским опытом Франциско Коллазо) начальство устраивали дорогостоящие банкеты для офицеров ВМС США, участвовавших в тендере на подряд, а то и просто пьянствовало прямо на рабочем месте. Ситуация типичная для отдаленных баз типа окинавской, но никак не под боком у Центрального командования.

Бездарное исполнение проекта не означает его изначальную бесполезность. Аудитория социальных сетей растет темпами куда большими, чем аудитория традиционных СМИ. Американские идеологи проекта ссылаются на опыт «арабской весны», в которой именно соцсети сыграли роль основного координатора. Повторить эту историю, правда, более нигде не удалось. Например, попытка два года назад искусственно разогнать социальные протесты в Иране через «Твиттер» провалилась. Та же история случилась в Гонконге, а на Балканах не работает от слова «вообще». Сербов, боснийцев, македонцев, болгар и греков все еще сложно выковырять из кафанов и пересадить за «Фейсбук» - личное общение в исторически привычной и комфортной обстановке там не замещается экраном смартфона.

Вашингтон уже давно пытается влиять на мнения россиян, а свои попытки США активизировали с 2014 года - после «майдана» на Украине.


Например, в 2016 году на базе офиса «Радио Свобода» в Праге появился цифровой медиадепартамент DIGIM. На него выделили 15,6 миллиона долларов. Задача медиадепартамента - «противостоять дезинформации в российской медиасфере посредством различных соцмедиаплатформ»: Facebook, Twitter, «ВКонтакте» и «Одноклассники».

Одновременно «Радио Свобода» запустило несколько антироссийских пропагандистских проектов. Например, «Крым. Реалии» на базе украинской редакции (проект русскоязычный и крымско-татарский) и «Кавказ. Реалии», который должен забрать протестную аудиторию у старого проекта «Эхо Кавказа» (это кусок «Радио Свобода» и к московской оппозиционной радиостанции отношения не имеет), сотрудники которого периодически демонстрируют опасные симпатии к России. При этом значительных успехов новые пропагандистские проекты «Радио Свобода» не показывают. По данным SimilarWeb, средняя посещаемость сайта «Крым. Реалии» составила за последние полгода чуть более 16 тысяч человек в сутки. 71% заходов - с Украины, к которой международный портал интернет-статистики относит и полуостров. 12% посещений обеспечили соцсети. На Балканах же задачей ставится «отрезать» местную аудиторию от «влияния России», поскольку в тех же соцсетях местное население активно проявляет симпатии к Москве вопреки официальному мнению.

В целом все эти работы проходят в рамках стратегического плана Совета управляющих по вопросам вещания (BBG) под названием «Противодействие реваншистской России» (160 страниц, представленных в Конгресс). Он предполагает создать высокотехнологичную «модель влияния» на общественное мнение путем отказа от коротковолнового вещания и перехода в интернет, соцсети и интернет-телевидение.

«Глобальные силы, которые изменили предыдущий стратегический план BBG, еще больше военизировали информацию и ухудшили свободу средств массовой информации по всему миру. Ответом будет запуск круглосуточного русскоязычного телевизионного и цифрового канала со специальной командой, которая будет противостоять дезинформации Кремля в интернете и социальных сетях и расскажет правду о российских, американских и глобальных событиях», - говорится в документе в разделе «Альтернатива контролируемым Москвой СМИ».

В дальнейшем эту практику предполагается распространить на Латинскую Америку, Нигерию, Индонезию и почему-то на Украину. Хотя с ней с точки зрения Пентагона вроде все в порядке.

Сложно спрогнозировать, как три нанятых по объявлению плохо оплачиваемых русскоязычных сотрудника корпорации COLSA будут обеспечивать столь далеко идущие стратегические планы.

Корпорация уже продемонстрировала свою склонность к коррупции и вульгарному разбазариванию контрактов в личных целях. Флаг им в руки.

По крайней мере, ранее попытки Пентагона работать в русскоязычных соцсетях выглядели очень смешно. Например, на страницу обозревателя газеты ВЗГЛЯД в «Фейсбуке» раз в месяц обязательно стучится какая-нибудь «военнослужащая США» с характерным аватаром и текстом типа: «Привет. Я сейчас нахожусь в Сирии и хочу познакомиться поближе. Расскажи о себе, чем ты занимаешься». Обычно я отвечаю, что профессионально покупаю души. Тут же убегают.

Евгений Крутиков

ИМХО можно конечно же тупо гоготать над глупыми американцами, "смешно" работающими в Рунете, как сделал автор статьи, только вот в реальности это конечно же довольно угрожающий серьёзный звоночек для России. Уже сейчас очевидно, что было видно по целому ряду резонансных новостей последнего времени, что по неким неизвестным причинам казалось бы малозначимые вещи внезапно начинают искуственно раздуваться до размеров проблем национального масштаба, искуственно нагнетаются страсти, откровенная ненависть, сеется раздор между разными группами граждан нашей страны, ну и уж общим местом стала массовая антигосударственная пропаганда, ненависть к властям в целом и президенту и его окружению в частности. И делается это совершенно явно централиовано, системно, не спонтанно...

И если подобная работа ещё более усислится, а что-то мне подсказывает, что тремя сотрудниками как-то не ограничится, (да и неужели вообще кто-то думает, что всех сотрудников на спецоперации, в том числе и в интернете набирают так, чтобы об этом было известно urbe et orbe?) то российские власти могут в какой-то момент и не выдержать. А что станет со страной потом, и подумать страшно...


Россия, США, кибервойска, информационная война, симптоматично, подрывная деятельность, угрозы

Previous post Next post
Up