Собственное изготовление Россией компонентов для двигателей "Русланов" позволит избавиться от зависимости от Украины. Об этом ФБА "Экономика сегодня"рассказал авиаэксперт Дмитрий Адамидов.
"Как известно, Украина отказала России в сотрудничестве по кооперационным схемам во всем, что связано с околовоенными изделиями. Так как Минобороны РФ эксплуатирует Ан-124 "Руслан", здесь тоже возникли трения - хоть самолет не военный, формальных претензий нет, но Киев существенно взвинтил цены на обслуживание и ремонт машин. России пришлось искать пути, чтобы освободиться от зависимости и одностороннего диктата. Вполне естественно, что создаются свои предприятия, которые ремонтируют двигатели и даже производят их комплектующие - школа авиастроения РФ это вполне позволяет.
Однако произвести какую-то часть мотора и выпустить его целиком - не одно и то же. Двигатель самолета требует конструкторских решений и целой производственной линии, применения особых технологий. Именно поэтому в мировой авиации грандиозные планы часто заканчиваются сокрушительным провалом - казалось бы, удачное решение должно хорошо работать, но оно или постоянно сбоит, или не выдает проектной мощности. Говорить о полной замене двигателей "Русланов" в России, на мой взгляд, пока преждевременно - до удовлетворительных результатов летных испытаний", - отмечает специалист.
Индустриальный директор авиационного кластера Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Анатолий Сердюков на выставке "Гидроавиасалон-2018"
сообщил РИА "Новости", что в рамках кооперации в РФ уже производятся детали и сборочные единицы для двигателей Д-18Т. "Работа уже развернута", - сказал он. И добавил: ремонтом двигателей, произведенных украинской компанией "Мотор-Сич", занимается предприятие, не входящее ни в ОДК, ни в "Ростех".
"Судя по тому, что "Руслан" эксплуатируется по сей день, конструкция этого самолета очень удачна - в своем роде он уникален. В первую очередь для военных нужд - когда без оглядки на стоимость нужно перевезти значительные объемы грузов. Так что Россия будет эксплуатировать эти самолеты, пока позволит летный ресурс. А значит, после ухудшения отношений РФ с Украиной, нужно разворачивать собственные базы для ремонта этих машин.
Авиационная отрасль развивается не так, как компьютерная - регулярно не появляются новинки, которые полностью переворачивают всю сферу. В базовых системах навигации и авионики все уже давно изобретено, а срок службы в 25-30 лет для самолета считается вполне нормальным. Но машина нуждается в регулярном техническом обслуживании - в первую очередь, плановом, чтобы не допустить аварий. Задача РФ - обеспечить для этого базу, и она вполне посильная", - подчеркивает эксперт.
"Русланы" пока незаменимы
Ан-124 "Руслан" - тяжелый дальний военно-транспортный самолет грузоподъемностью до 120 тонн. Первый полет совершил в 1982 году, серийно производился в Ульяновске с 1984-го по 2004 год. Всего выпущено 55 машин, из которых в распоряжении ВКС России находится 26 (в летном состоянии - около 10), еще 24 машины принадлежат коммерческим авиакомпаниям, в том числе 12 - российской "Волга-Днепр" и семь - украинской "Авиалинии Антонова". Проектная документация на эти машины после распада СССР досталась украинскому предприятию "Мотор-Сич".
Украина потеряла "монополию" на ремонт и обслуживание Ан-124
В июне командующий военно-транспортной авиацией России генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов заявил, что в стране рассматривают вопрос о возобновлении производства Ан-124. Ряд экспертов скептически отнеслись к возможности реализации этой идеи, однако вскоре после этого президент ОДК Юрий Слюсарь заявил, что корпорация в этом году совместно с Минобороны приступает к работе по созданию нового транспортного самолета, который заменит "Руслан". В Минпромторге заявляли, что имеющийся у России парк этих самолетов прослужит до конца 2040-х годов, после чего возможна организация производства его замены.
"Торговые сферы в авиации давно и окончательно поделены - Россия продает свои самолеты традиционным партнерам, а Запад их никогда не купит. То же самое у США - они навязывают машины условно-бесплатно своим историческим покупателям, требуя никогда и ничего не приобретать у РФ. Потому каждый старается максимально использовать возможности собственной авиационной школы - "Руслан" России заменить просто нечем.
Потому у нас лишь два пути - либо научиться строить Ан-124 самим, либо создать его более современный и эффективный аналог. По какому пути пойдет Россия, будет зависеть от того, насколько экономически целесообразны. Понятно, что у нас не будет возможности продать собственные "Русланы" Западу, а это уже вопрос окупаемости инвестиций. Если даже мы сделаем прорывную машину, которая способна завоевать мировой рынок, Штаты в стремлении защитить свои авиакорпорации сделают все, чтобы на подконтрольные им рынки российские самолеты не допустить.
У РФ рынок для продажи авиапрома сводится к Азии, странам бывшего СНГ и частично Африки. США "подмяли" Европу, Канаду и других традиционных союзников. "Руслан" не может стать инструментом для передела рынка - такие изменения происходят исключительно из-за политики, а не в результате качества и успешности тех или иных машин. Потому о будущем "Руслана" России придется позаботиться самостоятельно - даже еще недавно дружественная Украина теперь в этом
не помощник", - заключает Дмитрий Адамидов.
Экономика Сегодня