На пути к новой Джамахирии

Oct 12, 2018 06:01



На долгие годы Ливия превратилась в постапокалиптический мир, где правят вооружённые группировки и самопровозглашённые правительства. Испугавшись своего детища, европейцы решили забыть о проблеме: нет Ливии и не было. Но такое не забывается, и кровоточащая рана в Северной Африке нет-нет да и даёт о себе знать. Появились тревожные слухи, что изгнанное русскими из Сирии командование «Исламского государства» решило попытать счастья именно там...

Первые дни войны в Ливии я помню очень хорошо: уже наутро после начала бомбардировок городов, подконтрольных Каддафи, я поехал в ливийское посольство на Мосфильмовской. На полу валялись бумаги, по коридору бегали сотрудники, каждые десять минут в посольство прибывали делегации. Я помню мрачных арабов, мощно вращающих желваками, дюжину иностранных журналистов и несмолкающий телефон. Много телефонов. Из приёмной каждого кабинета раздавался тревожный треск аппаратов. За окном дождь рвал экзотическое зелёное знамя Джамахирии.

Уничтожение Ливии для меня было чем-то особенным даже не потому, что я имел приятельские отношения с ливийскими офицерами, часто гостившими в Москве, нет. Полковник Каддафи был последним из старого междувоенного мира романтиков, храбрецов, бросивших вызов могущественным Соединённым Штатам Америки. В какой-то момент старый парень подумал, что может всех купить (и покупал), но эта уверенность сыграла с ним злую шутку. Ливия погибала, а вместе с ней погибал и старый мир друзей полковника - скорее мёртвых, чем живых.

На протяжении десятков лет Муаммар был необузданным, но верным другом России. Есть фотографии, где он удивлённо стоит в шапке-ушанке под падающим крупными хлопьями снегом. О чём тогда мог думать полковник? Конечно, не о том, что заснеженная советская Москва падёт, а его страну отутюжат десяток цивилизованных стран, натравив на него «Аль-Каиду»**. Эти старые московские кадры останутся для меня любимыми, лучше всего передающими характер бедуинского вождя: удивлённый, восторженный и открытый.

Я думаю, полковник до последнего верил, что ему удастся договориться, а когда тонкая красная линия была пройдена, он сказал слова, ставшие пророческими:

«А теперь слушайте, вы, люди из НАТО! Вы бомбите стену, не пропускавшую поток африканской миграции в Европу, стену, останавливавшую террористов «Аль-Каиды». Этой стеной была Ливия. Вы разрушаете её. Вы идиоты. За тысячи мигрантов из Африки, за поддержку «Аль-Каиды» гореть вам в аду. И так оно будет. Я никогда не лгу. Не лгу и сейчас».

Разве сегодня всё, что говорил полковник, не оказалось правдой?

Повстанцы из Бенгази и Адждабии оказались совсем не теми, за кого себя выдавали: это были пришельцы из Афганистана, Туниса, Египта и других стран, члены международной сети «Аль-Каида». Но кто тогда в это верил? Разве за рухнувшей ливийской стеной не прорвался в Европу поток мигрантов? Всё случилось именно так, как и говорил полковник.

Боевики, возвратившиеся в Европу после зверств в Джамахирии, развернули террористическую сеть. Теракты последних лет - дело рук тех самых обласканных «борцов за свободу».

Я уже как-то приводил, но ещё раз приведу свидетельства боевиков о том, как их джихади-туризм поощряла Великобритания:

«Он повернулся и сказал мне, что у британского правительства нет проблем с людьми, которые борются против Каддафи»;

«Правительство не создавало препятствий на пути людей, отправляющихся в Ливию»;

«Подавляющему большинству британских ребят было 18 и 19 лет. Многие из них уехали из Манчестера. Никто их не останавливал».

Я не думаю, что ситуация как-то отличалась в соседних странах - задачу обрушить Ливию выполняли на всех уровнях власти: Каддафи демонизировали в прессе, его армию называли головорезами, день и ночь самые авторитетные каналы вроде ВВС и Al Jazeera вносили свой вклад в разрушение Ливии изнутри. Когда Муаммару удалось отбиться, банды «Аль-Каиды», по данным ливийских учёных-ядерщиков, были поддержаны с воздуха ракетами с обеднённым ураном. Вы понимаете? Фактически против Джамахирии было применено тактическое ядерное оружие.

На долгие годы Ливия превратилась в постапокалиптический мир, где правят вооружённые группировки и самопровозглашённые правительства.

Испугавшись своего детища, европейцы решили забыть о проблеме: нет Ливии и не было. Но такое не забывается, и кровоточащая рана в Северной Африке нет-нет да и даёт о себе знать. Появились тревожные слухи, что изгнанное русскими из Сирии командование «Исламского государства»* решило попытать счастья именно там. Выбор предельно понятен: деморализованные вооружённые силы нескольких правительств не смогут оказать серьёзное сопротивление потрёпанным «львам халифата», а местные банды с удовольствием пополнят ряды джихадистов.

Тут уже и до европейцев дошло, что с этим надо что-то делать. Поскольку кроме того, как уничтожать и грабить, они ничего не умеют, было решено пригласить навести порядок Владимира Путина. Глава итальянского МИД Энцо Моаверо-Миланези рассказал в понедельник, 8 октября, что Италия пригласила главу российского государства на международную конференцию по Ливии, которая пройдёт в Палермо 12-13 ноября. Речь идёт об инициативе Рима, направленной на облегчение диалога между сторонами ливийского конфликта.

Предполагается, что в конференции на Сицилии примет участие глава Ливийской национальной армии маршал Халифа Хафтар, бывший высокопоставленный военный армии Джамахирии.

Хафтара считают покровителем «восточного правительства», контролирующего большую часть территорий Ливии. По слухам, маршал готов привести к власти Саифа аль-Ислама - сына полковника Каддафи, который намерен стать «собирателем земель ливийских». Уставшие от насилия ливийцы уже выразили свою поддержку мужественному продолжателю дела Муаммара.

«Пока нет», - сдержанно сказал Песков, отвечая на вопрос, есть ли в планах президента посещение этого форума. Впрочем, даже такая осторожная формулировка вывела из себя британцев: газета The Sun опубликовала заметку, в которой утверждает, что спецслужбы заявили премьеру Терезе Мэй, что Россия «хочет превратить Ливию в новую Сирию». Я даже сейчас не буду ставить под сомнение правдивость материала, гораздо интереснее сама формулировка «превратить Ливию в Сирию» - это как? Освободить её от террористов и прекратить насилие? Действительно, такое неприемлемо.

Так или иначе, но я всё-таки надеюсь, что Россия протянет руку ливийскому народу, раз не смогла её протянуть в 2011 году. Тем более что там есть силы, которые стремятся к прекращению многолетней войны. Полковника, конечно, уже не вернуть, но, в конце концов, есть Саиф аль-Ислам Каддафи, который может стать нам таким же надёжным другом, как был его отец. Наверное, он никогда не видел русский снег.



Игорь Молотов
Писатель, публицист
РТ на русском

Кадаффи, Россия, Ближний Восток, ИГ, мнения, Ливия, Африка

Previous post Next post
Up