Министр иностранных дел Германии Хайко Маас заявил о том, что Европе имеет смысл разработать собственную систему финансовых каналов связи, альтернативную глобальной сети SWIFT
О чем вообще речь?
SWIFT - это аббревиатура, означающая Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications, то есть Общество всемирных межбанковских финансовых каналов связи. Это единая глобальная организация, существующая с 1973 года. Главный офис Общества находится, кстати, в Европе, в Брюсселе, при этом известно, что контролируют его, в первую очередь, американцы. Это стало очевидно в 2006 году, когда в СМИ утекла информация о том, что американские спецслужбы и Министерство финансов с 2001 года имеют доступ к сведениям о всех банковских транзакциях - якобы для предотвращения терроризма.
Впоследствии угроза отключения от системы SWIFT использовалась для давления на неугодные страны, в частности на Россию в 2014 году...
Тогда в России была спешно создана независимая Система передачи финансовых сообщений (СПФС) - «русский SWIFT», однако пока что мы используем ее как альтернативный коммуникативный канал, в дополнение к SWIFT. Впрочем, есть в России банки, подключенные к СПФС, но не к SWIFT - в частности, функционирующие в Крыму. Тогда же, кстати, появился формат пластиковых банковских карт «Мир», обслуживание которых невозможно отключить по команде с Запада (в отличие от Visa и MasterCard).
Фото: Atstock Productions / Shutterstock.com
И вот теперь Европа тоже задумалась о своей безопасности, об обеспечении финансовой независимости от США. Старые уважаемые европейские банки давно косо посматривают на американских выскочек, а если бы удалось подключить к новой системе еще и Великобританию, можно было бы говорить о лишении США контроля над финансовыми транзакциями. Лондон вряд ли поддержит «сепаратистов», а вот Bank of Scotland и его меньшие шотландские братья наверняка с удовольствием к ним присоединятся.
Почему именно Маас?
Но насколько это серьезно? Почему о «европейском SWIFT»
заговорил немец, да еще и сразу после визита в Германию Владимира Путина, который не скрывает своего желания разорвать союз США с Европой?
51-летний Хайко Маас - не финансист и не экономист. У него юридическое образование, причем с тридцати лет он является профессиональным политиком. Пять лет Маас возглавлял профильное для него министерство юстиции, а в марте 2018-го почему-то стал министром иностранных дел. Он, кстати, представляет Социал-демократическую партию, находящуюся в полуоппозиции к Христианско-демократическому союзу Ангелы Меркель. При этом добрая Меркель отдала социал-демократам целых шесть мест в правительстве - столько же, сколько получил и сам ХДС. Еще три министра представляют Христианско-социальный союз - сиамского близнеца ХДС.
Становится понятно, почему крамольную реплику доверили именно Маасу. Он не однопартиец Меркель - значит, ХДС и ее лидер не несут ответственности за его слова. Он старый социал-демократ, а значит, в США демократы ему существенно симпатичнее находящихся у власти республиканцев. Он не министр финансов - значит, за его словами не стоят конкретные планы. Он совсем недавно занимает свой пост, а значит, не связан многочисленными личными связями с европейской и американской элитой, так что может позволить себе определенный эпатаж.
То есть это пробный шар, ни к чему не обязывающий Европу.
При чем тут Иран?
Цитируя слова о «европейском SWIFT», чаще всего забывают о продолжении выступления министра. Между тем Маас рассуждает о проблеме именно как юрист, а не финансист. Он уточняет, что Европа ни в коем случае не собирается прекращать работу с США, но ей нужна определенная юридическая независимость. Под этим подразумевается, что Европу раздражает способность США контролировать отношения между третьими странами и даже наказывать за определенные действия. Напомним, что первая серьезная попытка освободиться от этого диктата была
предпринята совсем недавно - Евросоюз отказался поддержать возобновление санкций против Ирана, а потом и
потребовали от Соединенных Штатов не наказывать европейские компании, работающие в Иране. Одним из подписавших это требование был как раз Хайко Маас.
Министр иностранных дел Германии Хайко Маас. Фото: www.globallookpress.com
Европейцы. Потребовали. От США. От США, и не «голубя мира» Барака Обамы, а «ястреба войны» Дональда Трампа.
Вашингтону потребовалось некоторое время для того, чтобы осмыслить происходящее. Там вдруг начали понимать, что есть некое союзное государство, в два раза уступающее США по площади, но превосходящее их по всем остальным параметрам - населению, валовому внутреннему продукту и даже приверженности «демократическим ценностям», которые вроде как считаются исключительной прерогативой Штатов.
Такое не прощают.
Контроль над SWIFT в этой ситуации весьма важен для США - чтобы заставить Европу подчиниться, они должны (в случае провала переговоров, которые, несомненно, ведутся сразу на нескольких уровнях) устроить показательную порку компаниям-нарушителям. А главным доказательством виновности являются именно финансовые проводки, подтверждающие извлечение европейцами прибыли из сотрудничества с Ираном. При отсутствии доступа к истории транзакций становится гораздо труднее покарать «виновных» - зачастую будет невозможно установить, в чьих интересах действует та или иная компания.
Именно эти риски стремится минимизировать Европа.
И Россия с ее позитивным опытом разработки и внедрения СПФС может помочь своим землякам по Евразии еще немного отдалиться от Вашингтона. Образно говоря, сделать Атлантический океан чуть шире.
Автор: Мельников Михаил
https://tsargrad.tv/articles/rossija-mozhet-pomoch-evrope-sozdat-nezavisimyj-ot-ssha-swift_153789