О "геополитическом одиночестве"

Apr 11, 2018 08:02


Помощник президента Российской Федерации Владислав Сурков недавно опубликовал статью в журнале «Россия в глобальной политике». Работа называется «Одиночество полукровки». Возможно, не слишком удачное название (на Украине сразу же откликнулись). Речь в статье идет о «массивных новостях», приходящих из глубины (жизни). 2014 год назван важным в том смысле, что именно тогда завершилось «эпическое путешествие» России на запад и прекращение многократных и бесплодных попыток стать частью западной цивилизации. С 2014 года по словам помощника президента для России наступило время «геополитической неопределенности». Лжедмитрий и Петр Первый были проводниками вестернизации, однако, несмотря на их деятельность и старания идеологических последователей, русские так и не европеизировались.



Затем русские много и относительно успешно воевали за интересы Европы, но так и не приобрели там реальных друзей.

Иногда кардинальная военно-политическая помощь (Австро-Венгрия) отзывалась в ответ лишь внешнеполитическим предательством (война в Крыму - ред.). Тенденции продолжались и дальше (очевидно, как минимум, Первая мировая война - ред).

Распад СССР был очередной попыткой вписаться в Европу, умаление потенциала (территориального, военного, демографического, промышленного) было воспринято в Европе как естественный процесс, в то время как попытка заявить о своих правах в 2014 году была воспринята на западе как вызов. Ранее, по мнению Владислава Суркова, Москва точно также пыталась выступать частью Востока (время Золотой Орды).



В период после Ивана Грозного при Московском дворе существовала сильная «азиатская партия». «Смутное время» вновь развернуло Москву в сторону Европы. Владислав Сурков выражает уверенность в том, что обе дороги (на восток и запад) Россией пройдены. Он считает, что геополитическая принадлежность и культурная идентичность России - это идентичность метиса западной и восточной цивилизации, «страны-полукровки». Помощник президента РФ уверен, что будущее «геополитическое одиночество» России продлится долго и не означает ее самоизоляции, так же как не означает ее полную открытость.

Россия будет торговать, привлекать инвестиции, обмениваться знаниями, воевать, состоять в международных организациях, сотрудничать и конкурировать, а также вызывать любопытство и страх, ненависть или симпатию. Только теперь это будет (для России) без ложных целей и самоотрицания (чистая прагматика - ред.). Общее резюме: Россия 4 века шла на Восток и 4 века на Запад, однако ни там, ни здесь не укоренилась. В настоящее время востребована идеология третьего пути, третьего типа цивилизации.



Что можно сказать по данному поводу? С чем-то можно согласиться, а с тем-то серьезно поспорить. Киевская, Владимирская, Московская Русь, Российская империя, СССР никогда не были лишь частью какой-либо цивилизации. Чингизидам платили дань, но не меняли своей сути. Немцы управляли страной, но простое население увеличивалось в числе (несмотря на непрерывные войны) и не меняло своей сути. В «смутное время» самым слабым звеном государства оказалась ее элита, присягавшая польским (европейским) ставленникам. «Смутное время» - это и было отражением экспансии запада на страну-платформу (духовную наследницу Византийской империи).

Спустя век Петр I все же провел европейскую модернизацию сверху, которая нашла отклик лишь у ближайшего окружения, части дворян (карьеристов) и выписанных из Европы управленцев. Петр I стремился сделать из своей вотчины первоклассную европейскую империю. Немцы и прочие европейцы, прибывая в Россию управлять и зарабатывать постепенно русели.



Начало XIX века - это опять отражение европейского военно-идеологического вторжения (сначала Наполеон, а затем декабристы). Начало XX века - это революция, которую принесли в Россию (опять же) с запада. Однако и в этом своем очередном состоянии Россия сумела переварить коммунизм в вульгарном исполнении, отразив, казалось бы в безнадежном состоянии (как это понимали в континентальной Европе) военную экспансию нацизма. Русские (великороссы, малороссы, украинцы, белорусы) оказались для нацистов «недочеловеками», потому что были принципиально иными.

Период после распада СССР в плане идеологической самостоятельности наиболее слабый. Исторически Россия никуда не уходила (ни на восток, ни на запад), она стояла на месте и реальная ее сила была лишь отражением ее самостоятельности. По принципу - чем самостоятельнее, тем сильнее. Северная обширная страна, вместившая народы по площади материка, такая страна не может по определению быть как клочок земли в Европе. Она же не может быть не имперской по сути, иначе развалится на части под собственной тяжестью (и это тоже не новость).

Вопрос в том, что отношение запада к России никогда не менялось принципиально и об этом и до 2014 года тоже было известно. Для страны, которая претендует на статус некого полюса, вообще не может существовать такого понятия как геополитическое одиночество, потому что представлять саму себя - это принципиально нормально для государства с такими пространствами. Геополитическое одиночество существует сейчас для Европы, потому что эти территории уже утратили свою морально-политическую волю, превратившись в инструмент иных геополитических сил.

Форма после Второй мировой войны не соответствует содержанию, это точно такой же «задний двор» для США - Великобритании, каковым является и Латинская Америка. Причем, этот «задний двор» как раз Россия и обеспечивает своими ресурсами. Не нужно слишком сильно обольщаться по поводу Евросоюза.



Запад морально вырождается, поэтому связывать будущее своей страны с западной моделью «развития» по меньшей мере было бы странно. Развития в каком направлении(?), понимая прежде всего человека в качестве объекта развития.

Россия - страна самодостаточная, главное в том, чтобы не стоять на месте, не закисать, занимаясь ностальгией и подражанием, брать лучшее, отрицать худшее и делать все по-своему. Необходимо умно двигаться, конкурировать и развиваться. Копии оригиналы не превосходят.

В марте 2004 года в НАТО были приняты Болгария, Литва, Латвия, Румыния, Словакия, Словения, Эстония. Именно тогда - то и произошло окончательное отторжение России из «европейского проекта». В Москве задумались, но сделали вид, что этого не заметили (судим не по словам, а по дальнейшим действиям). Продолжалась «Европа от Лиссабона до Владивостока».



В результате спустя 10 лет в феврале 2014 года произошел государственный переворот на Украине. Запад пошел дальше в попытках дробления и захвата старых (слабых) российских имперских территорий. Ладить с Москвой никто и не собирался. «Дерись или изобьют просто так», а если не изобьют, то обманут и ограбят. Вот и вся западная политика. Что сейчас, что за 400 лет до этого.

Россия стоит не благодаря своим соседям на западе или востоке, она стоит благодаря трудам прежних поколений. Если нынешнее поколение будет трудиться плохо - она исчезнет, если будет трудиться хорошо - не исчезнет. Это и есть основной практический вопрос российской геополитики.
Анна Ньюз

Россия, история, ключевое, Запад, статьи

Previous post Next post
Up