Сахалин - моя молодость (3)

Dec 18, 2013 00:14

Вид острова из космоса.

В 1950-53 гг. велись работы по строительству Сахалинского тоннеля. Ось тоннеля под Татарским проливом начиналась от мыса Погиби на Сахалине до мыса Лазарева на материке должна была составлять около 10 км (был выбран наиболее узкий участок пролива)

Строительство первой шахты до оси тоннеля вели в основном освобождённые заключённые ГУЛага в кол-ве 3700 чел. (рядом на озере Кизи их силами возводилась электростанция)

Юрий Анатольевич Кошелев начал свою трудовую деятельность как раз на строительстве этого тоннеля. Потом прошел путь от рядового инженера до начальника Московского метростроя.
После смерти Сталина эти работы были свёрнуты. Но идея строительства железнодорожной переправы через пролив не была забыта.
3 сентября 1964 г. было принято решение о строительстве морской железнодорожной переправы Ванино - Холмск. Паромная переправа Ванино - Холмск стала общесоюзной стройкой. Для её запуска так или иначе потрудились коллективы 70 предприятий и организаций СССР.
12 апреля 1973 г. паром-ледокол «Сахалин-1», придя своим ходом с Балтики под командованием капитана В. С. Былкова, отшвартовался у причала Холмского порта.
27 июня 1973 г. паромная переправа Ванино - Холмск была торжественно открыта.
В самые напряжённые для переправы 70-е и 80-е годы на линии одновременно работали до 8 паромов.
Холмский морской порт

Паром в порту г. Холмск.

Строительство железных дорог на острове Сахалин началось после русско-японской войны 1904-1905 годов, когда в результате заключения Портсмутского договора южная часть Сахалина, до 50-й параллели, отошла к Японии.
Была построена военно-полевая узкоколейная железная дорога Корсаков - Южно-Сахалинск, протяженностью 42,5 км и шириной 600 мм. Её основное назначение - быстро закрепиться на новой территории. Позже она была переведена на размеры обычной японской колеи - 1067 мм.
Такая узкоколейка проложена вдоль по берегу моря-океана

Хронология строительства японцами железных дорог на Сахалине:
1907 - Каидзука (Соловьёвка) - Тоёхара (Южно-Сахалинск-Пассажирский) (изначально имела колею 610 мм)
1907-08 - Соловьёвка (Каидзука) - Корсаков (Отомари)
1909 - Линия Корсаков - Южно-Сахалинск перенесена от сопок к берегу
1910 - Линия Корсаков - Южно-Сахалинск перешита на 1067 мм
1911 - Южно-Сахалинск - Долинск - Стародубское
1914 - Канума (Новоалександровка) - Оку-Каваками (Тепловодский), колея 610 мм
1920 - Хонто (Невельск) - Маока (Холмск-Южный)
1921 - Маока (Холмск-Южный) - Нода (Чехов), ветка Новоалександровка - Тепловодский перешита на колею 1067 мм.
1922 - Оку-Каваками (Тепловодский) - Каваками (Синегорск)
1925 - Тоёхара (Южно-Сахалинск-Пассажирский) - Окусудзуя (Новодеревенская)
1926 - Симба (Дачное) - Рутака (Анива) (18,6 км); изначально она принадлежала частной компании "Южная ж.д."
1927 - Отиай (Долинск) - Макаров (Сиритору)
1928 - Корсаков - порт Корсаков; Новодеревенская - Холмск-Сортировочный (Тэи)
1930 - Макаров - Новое (Ниитои), Чехов - Томари (Томариору)
1931 - открыта частная "Южно-Сахалинская шахтная линия" (Невельск - Шахта-Сахалинская)
1936 - Новое - Поронайск (Сикука)
1937 - Томари - Ильинск (Куссюнай), продолжению строительства на север до Углегорска помешала Вторая мировая война
1941 - Поронайск - Олень
1943 - Стародубское - порт Стародубское, Олень - Смирных [Кэтон]
1943 - все железнодорожные линии Сахалина (Karafuto Goverment Railway, "Южно-Сахалинская шахтная линия", Дачная линия и линия Императорской топливной компании Найбути) переподчинены Министерству железных дорог Японии.
1944 - Смирных - Победино [Котон]
После 23-летнего перерыва русские начали потихоньку строить новые ветки ж/д. Очень потихоньку......
1967-71 - Построена линия Ильинск - Арсентьевка
Местное население шутит, что правительство СССР поторопилось отвоевать Сахалин у Японцев. Через год-два они бы по всему Сахалину запустили ж/д поезда. На берегах некоторых рек до сих пор стоят мет. конструкции - фермы для невозведённых ими мостов, по острову приготовлено много насыпей под ж/д путь... Не успели уложить звенья рельс ((((((((((
На острове много тоннелей, все они выполнены по габариту, принятому на японских железных дорогах. Часть подвижного состава, эксплуатируемого на острове, также имеет японское происхождение - это японские паровозы и дизель-поезда «Киха58». Грузовые вагоны аналогичны вагонам нормальной колеи, но с тележками колеи 1067 мм. До 2000-х годов эксплуатировались пассажирские вагоны японского производства (соответствующего габарита); пассажирские вагоны ширококолейного габарита практически не использовались.

Лишь с начала 2000-х годов японские пассажирские вагоны стали массово заменяться вагонами производства Тверского вагоностроительного завода. Специально для Сахалинской железной дороги Людиновским тепловозостроительным заводом строились тепловозы с гидропередачей ТГ16 и ТГ22.

Эксплуатационная длина дороги на 1992 год - 1072 км, на 2006 год - 805 км. Сокращение длины дороги происходило за счет закрытия малоиспользуемых участков
Дорога характеризуется особым климатом (периоды муссонов, снежные заносы), тяжелым профилем. Для связи с материком используется паромная переправа Ванино - Холмск. При транспортировке грузов требуется смена тележек грузовых вагонов. Все эти обстоятельства делают себестоимость перевозки грузов по дороге более высокой по сравнению с материковой сетью железных дорог, причем разница в себестоимости достигает 10 раз.
На дороге имеется музей железнодорожной техники (расположен у вокзала в Южно-Сахалинске), с экспонатами, не имеющими аналогов в других музеях. В экспозиции имеются двухосные японские платформы, японский же снегоочиститель «Вадзима», двадцатипятитонная цистерна постройки 1954 года, шнекороторный снегоочиститель на базе секции тепловоза ТГ16, японский паровоз серии D-51 1948 года постройки.

А это ротор на ж/д ходу - быстро чистит узкоколейку при снежных заносах.

В составе дороги есть особое подразделение - Детская железная дорога, персонал которой частично состоит из детей.

По решению ОАО «РЖД» с 2003 года началась перешивка колеи Сахалинской дороги: с ширины 1067 мм на ширину 1520 мм. При этом производится полная реконструкция путевого хозяйства, включая строительство новых мостов и водоотводных сооружений, спрямление пути, перепроходку с увеличением площади поперечного сечения и укрепление тоннелей. Чтобы сохранить возможность постоянно использовать пути, на дороге укладывается трёхниточная рельсошпальная решётка с расстоянием 1067 и 1520 мм от крайнего рельса до соответственно другого крайнего и среднего рельса.
Перешивка пути с японской колеи на русскую (район Корсакова). Где ещё в России такое можно увидеть?

Эта работа очень трудоёмкая, по самым оптимистичным прогнозам работа по перешивке пути будет завершена примерно в 2016 году (реально скорее всего не раньше 2020 года, так как потребуется ещё перешивка станционных и подъездных путей). После окончания работ по перешивке пути также потребуется заменить тяговый подвижной состав дороги. Однако особый характер климата на острове помешает использовать тепловозы с электрической передачей.
Богат Сахалин запасами нефти и газа. добыча их ведётся самыми современными способами.
Это новейшая плавучая полупогружная буровая установка (ППБУ) «Полярная звезда», которая была построена недавно на Выборгском судостроительном заводе.

Перегрузка людей с бур.установки на судно проводится вот в такой будочке..

Нерпочки выпрашивают еду...

А углём Сахалин обеспечивает себя сам и помогает пережить зимние холода жителям Камчатки, Курилов, Японии....На Сахалине 3 угольных разреза - Солнцевский, Лермонтовский и Новиковский. И было, когда мы приехали в 1969г, 13 шахт, а сейчас действуют 2 разреза и только 1 шахта. Нерентабельно, говорят, добывать уголь, поэтому в настоящее время 12 шахт затопили, забутили - законсервировали ...до лучших времён. А запасов угля - на десятилетия!
Вот так ведутся вскрышные работы на Лермонтовском разрезе.

Порода вывозится в отвал на таких самосвалах - 32-х тонниках - "Белаз"

Уголь на самосвалах везут на обогатительную фабрику, а после его обогащения уголь перегружают на сухогрузы и морем везут потребителям.
.

А в шахте было так... Механизированная добыча угля очистными комплексами с самовыдвигающейся крепью.

Транспортировка угля по лаве конвейером до откаточного штрека и далее до угольного бункера.

Шахтёры.Звено горнорабочих очистного забоя

Макшейдер в шахте, что штурман в небе или в море, - указывает путь проходчикам горных выработок. Вот чем на шахте дозволено женщинам заниматься. А остальной коллектив - галантные мужчины!

Я с сыном на берегу Анивского залива. В первый же год увлеклась подводным плаванием. Про дайвинг в 1970 году мы ещё даже не слышали.. Наша группа погружалась максимум на 20 метров. Экипировка группы - по последнему слову техники: гидрокостюм, акваланг, пояс с грузилом, баллон со сжиженным газом...всё по-настоящему! Именно с тех пор я увлеклась коллекционированием раковин.

Пятый год на Сахалине. После двух годичной работе на угольном разрезе, который находился на самом юге Сахалина, меня перевели на шахту набираться опыта. Шахта же находилась посередине острова. А это значит - совсем другой климат. Прощай подводное плавание!

Шахтёрск. Здесь мы жили, когда работали на шахте.

На Сахалине море рядом практически везде. Поэтому отдохнуть всегда едем-идём на берег моря.
Оно всегда разное и любой его вид очень успокаивает человека.

Море - скульптор!

Друзья.

Кто любит деликатесы -- собирает морскую капусту Всё сами, сами...

Или - морской виноград.

Вот как цветёт морской виноград.

Кто любит спускаться с горных вершин на лыжах - пожалуйста на "Горный воздух"
Когда мы приехали подъём на "Горный воздух" был таким..

А сейчас - вот такой . Всё течёт, всё меняется!

С "Горного воздуха" можно отправиться в полёт над городом Южно- Сахалинском на дельтоплане.

Птицей парить над городом удовольствие ещё то!

Альпинисты переодически покоряют ПИК Чехова. Это одна из высочайших точек острова. Н-1045 метров.
Я не поднималась, забоялась, а муж испытывал себя на прочность несколько раз.

А молодые ребята гоняются за ветром на "Буране".

Практически всё население, способное к передвижению, с начала июня уходит в лес хотя бы на часа два-три. Грандиозный сбор папоротника Орляк. Всё это действие длится не больше недели. Кто не успел, тот остался без папоротника! Годны в пищу только молодые побеги. Жареный папоротник - блюдо богов!

Все сопки усыпаны кустиками ягоды черники. Ближе к осени листики на кустах краснеют и от них сопки просто начинают нереально алеть. А ягода - чёрная. Одно "но" - сопки очень крутые! наверх вскарабкаешься, а вот с полным ведром спуститься проблемно! Страхуем друг друга верёвками ))))))))))))

За грибами тоже не надо далеко ходить. Машину пристрой у обочины, и собирай в молодых посадках сколько унесёшь...

А в конце сентября - в начале октября надевай высокие сапоги и иди на болотистое место собирать краснику- клоповку.Это ягода - чудо! Есть её нет никаких сил! А вот сок приготовишь, добавишь в воду - лучше напитка нет! А если сок клоповки добавить в водку - выпьешь водки хоть поллитра, только в удовольствие! Хорошо помогает при давлении, то ли поднимает, то ли снижает щадяще... Короче, не ягода, а клад! У нас на северо-западе о ней и не слыхали никогда.

путешествия

Previous post Next post
Up