Dec 18, 2013 01:27
Ивангородская крепость - это уникальный архитектурный ансамбль, на протяжении пяти веков привлекающий к себе внимание и поражающий воображение своим масштабом. Наконец -то и я поехала посмотреть именно крепость, а не за кримпленом-трикотином, как бывало в 70-е годы прошлого века - мимо, мимо крепости, скорее в Нарву за дефицитным шмутьём.. Стыдоба!
1492 году в 12 верстах от берега залива, на восточном берегу реки Нарове, по приказу царя была построена 15-тибашенная крепость. В честь Ивана III ее назвали Ивангородом. Время было тревожное. Весть о заключении боевого союза между Швецией и Ливонией, направленного против Русского государства, заставила Ивана III действовать быстро и решительно. Поэтому на Нарове выстроили не мирный город, а военную крепость, пушки которой были готовы в любую минуту открыть огонь по неприятелю - крепость была построена против Ругодива немецкого.
Место для Ивангорода выбрали очень удобное. Девичью гору, на которой он был поставлен, с трех сторон защищала быстрая Нарова, делающая в этом месте сильный изгиб. С четвёртой стороны крепость окружена глубоким оврагом.
В тревожное для Руси время эта крепость служила щитом русских земель, на протяжении более двух столетий являясь мощным форпостом на ее западной границе. Под её прикрытием стал развиваться и действовать Ивангородский порт, ставший задолго до Санкт- Петербурга окном в западную Европу.
Однако размеры крепости строители определили не совсем точно. Крепость не могла вместить достаточно сильного и многочисленного гарнизона, а наличие между ее стенами и берегом реки значительного пространства облегчало ее осаду. Несмотря на то, что крепость была связана хорошей, специально выстроенной дорогой с Ямом и Копорьем, откуда можно было получить боевое подкрепление, она все же оказалась малопригодной для длительной обороны.
В начале 1496 года ею овладели шведы. Штурм продолжался всего семь часов. Однако шведы не смогли удержаться в Ивангороде. Узнав о приближении русского войска, они бежали.
Урок неудачной обороны не прошел даром. Было решено увеличить размер крепости. Царь послал в Ивангород князя Ивана Гундора и Михаила Кляпина, которые и организовали новое строительство, закончившееся в 12 недель. Подобный срок большого строительства не был исключительным не Руси, - в случае военной опасности многие крепости строили в течение одного летнего строительного сезона.
В 1496 году крепость отремонтировали и с востока пристроили к ней еще одну, гораздо большую крепость, получившую впоследствии наименование Большого Бояршего города.Согласно легенде, архитектор, построивший Ивангород, был ослеплен царем, чтобы он не смог возвести еще одну такую же крепость. Имя этого архитектора не известно.
Арсенал
Стены Большого Бояршего города заканчивались двурогими зубцами. Новая крепость могла вместить более сильный и боеспособный гарнизон. Ее стены и башни были выстроены по последнему слову тогдашней техники и хорошо снабжены оборонительным оружием. Новый Ивангород с успехом выдержал осаду в 1502 году.
В отличие от других крепостей, Ивангород удобнее осматривать, зайдя внутрь крепости. Пройдя через Передние ворота и осмотрев две его башни (Длинношеюю и Наместника), мы оказались перед проездной Набатной башней Большого Бояршего города.
Лучше всего сохранились крайние башни западной стены Большого Бояршего двора - Провиантская и Воротная. Свое название Воротная башня получила после постройки рядом с ней в стене Переднего города ворот в виде широкого арочного проезда. Высота Воротной башни - 24 метра. Поразительно равномерна и аккуратна ее кладка из крупных и продолговатых блоков местного известняка.
Ивангород был пограничным городом, когда напротив него на другом берегу Наровы стоял город Ливонских рыцарей Ругодив (так русские называли Нарву)
Западная стена представляя собой своеобразную ширму, воздвигнутую для того, чтобы наблюдатели с противоположного немецкого берега Наровы, с высоты Нарвского Замка, не видели, что происходит в Бояршем городе. В 1535 году немцы построили в Нарве специальную башню - Длинный Герман (Херман) - для наблюдения за Ивангородом. В 1593 году высота Длинного Германа была увеличена, вслед за этим надстроили и западную стену Бояршего города. Если с Длинного Германа не было видно, что делается в Большом Бояршем городе, то с его западной стены, как отметил холмогорский архиепископ Афанасий, "... во граде Ругодиве все видеть" (русские называли Нарву Ругодивом). Со стен крепости вид на город Нарву (Эстония) - как на ладони.
Населения города быстро разрасталось, местные жители в основном занимались торговлей, были здесь и искусные ремесленники. Но развитие Ивангорода было в значительной мере приостановлено в середине XVI векf в ходе русско-ливонской, а позднее русско-шведской войны, которая началась именно ударом, нанесенным Ливонским рыцарям из стен Ивангорода. После окончания войны, в 1617 году город-крепость на целый век переходит под власть Швеции, которая никак не способствовала его процветанию.
И только в 1704 году Ивангород снова стал частью России, и был включен указом Петра I в состав Ленинградской области (тогда Ингерманландской губернии).
На протяжении XVI-XVII веков Ивангородская крепость вызывала восхищение видевших ее иностранцев. Она была в хорошей сохранности до Великой Отечественной войны. Немцы взорвали большинство ее башен. Советские войска при наступлении на Ивангород совершали авиаудары и артобстрелы, которые тоже способствовали разрушению крепости ...
Замок, стены которого окружили первую Ивангородскую крепость в 1507 году, в настоящее время реставрируется.
И в наши дни Ивангород оказался пограничным городом, когда Нарва стала частью соседнего государства - Эстонии. В наше время крепостей не строят, но при подъезде к мосту через Нарву недавно сооружено новое здание государственной таможни - еще один атрибут приграничной жизни.
Сам мост, названный в советские времена, сразу после присоединения Эстонии к СССР, мостом Дружбы, теперь огорожен забором с колючей проволокой. До недавнего времени, когда Ивангород и Нарва принадлежали одному государству, они были экономически очень тесно связаны, имели общее коммунальное хозяйство, общие водные и энергетические ресурсы. Тем тяжелее был разрыв, особенно для Ивангорода, многие жители которого работали на предприятиях Нарвы.
В настоящее время большая часть крепости пережила успешную реконструкцию, в результате которой был максимально точно воссоздан первоначальный облик крепости. Поэтому сегодня архитектурный комплекс Ивангородской крепости привлекает к себе все больше и больше туристов, которые не равнодушны к истории и старинной, действительно величественной архитектуре. В настоящее время на территории крепости проводятся концерты, фестивали, народные гулянья.
Крепость стояла веками и стоит до сих пор. а вот как обычные люди живут в наше время, как перестройка коснулась этих мест?
В Ивангороде ещё в XVIII веке была открыта Льноджутовая фабрика. В городе также развивалось гончарство, местные жители успешно занимались рыбалкой и охотой. Позже банкир и промышленник барон Александр Людвигович Штиглиц основал в Нарве суконную, льнопрядильную и бумагопрядильную фабрики. С 1855 года занялся постройкой железной дороги из Петербурга в Питергоф и из Гатчины в Лугу. Работы для людей хватало.
Парусинка (или Кренгольм) - промышленный район Ивангорода. Когда-то это был преуспевающий район, в котором проживали рабочие огромной Кренгольмской промзоны, в которую входили несколько Мануфактур, самая известная из которых - Льнопрядильная фабрика барона Штиглица.
Появление государственной границы привело к тому, что основные корпуса промзоны остались на стороне Эстонии, а район, где раньше жили рабочие фабрики со своими семьями - на стороне России.
Район очень старый и потрёпанный временем. К слову, во времена барона Штиглица - это был один из самых благополучных районов Европы.
Одна из улиц Парусинки.
Остатки былого благополучия - величественное здание рабочей столовой, более известной как Газгольдера.
Скульптура работницы мануфактуры.
Справа - Россия, слева - Эстония. Когда воду не спускают - русло пересушено. Получается, что Парусинка отделена от России новым руслом Наровы, а от Эстонии - старым пересушенным руслом.
Посередине видны остатки пешеходного моста. Когда-то по нему рабочие спешили из дома на работу.
Собственно то, из-за чего мы сюда приехали - Нарвские водопады. Явление очень редкое, которое можно увидеть всего несколько дней в году весной, когда спускают излишки воды из Нарвского водохранилища. Водопады поражают своей мощью - шум воды слышен за несколько кварталов.
И осенью эти "водопады"...
В этом районе невооруженным глазом видна нищета... и именно поэтому всё здесь как будто бы явилось из прошлого.
Старики носят точь-в-точь такую одежду, какую можно увидеть на чёрно-белых фотографиях 1960-х годов.
Гуляя по Парусинке, постоянно ждёшь, что вот-вот прокопчённые голоса затянут "Вставай, проклятьем заклеймённый, Голодный, угнетённый люд!".
Впрочем, справедливости ради, на мануфактурах Александра фон Штиглица условия работы были по меркам 1850-х годов образцовые, и рабочим Парусинки могли позавидовать не только русские, но и английские и американские коллеги. Вообще, читая биографию Штиглица (а он был в своё время богатейшим финансистом империи и управляющим Государственным Банком), думаешь - таких людей России сейчас очень не хватает.
Вот и сама мануфактура Штиглица - единственная из Кренгольмских мануфактур, не отошедшая к Эстонии:
А дальше - Нарвский каньон:
путешествия