Примечание переводчика. Как и статья Джейсона Мэнки, очерк Беккета предполагает взгляд на языческую сцену США, которая более, чем своеобразна. Однако, во-первых, учитывая, что в США, по-видимому, проживает большее число «язычников» (Pagan, Heathen, polytheist, Animist) по самоопределению, чем в любой другой стране мира, во-вторых, принимая во внимание то влияние, которое американская массовая культура оказывает на весь мир и на обилие в последнее десятилетие в этой культуре «языческих» мотивов, следует обратить внимание на возможные черты сходства с картиной, которую рисует Беккет, в локальных контекстах. - Прим. пер.
***
Этот год и это десятилетие уходят в прошлое. Сейчас вполне естественно - а также правильно и необходимо - оглядываться назад. Джейсон Мэнки представил очень хорошую
ретроспективу язычества и ведовства в 2010-е гг. Я вскоре напишу свою, но скорее в качестве личного воспоминания.
Джон Беккет
Но сейчас хорошее время и для того, чтобы посмотреть в будущее. Десять лет - это слишком большой период для дивинации (предсказания работают только на год), а я не астролог, чтобы читать по звездам. Я просто человек, внимательный к тому, что происходит вокруг и привыкший к размышлению.
То, что написано ниже - не столько пророчество, сколько проекция. Некоторые вещи совершенно очевидны (или кажутся мне таковыми), но часто мы игнорируем именно то, что лежит прямо у нас перед глазами. Нас захватывает повседневность, и мы не замечаем более масштабных перемен.
Вот, чего я ожидаю для язычества от предстоящего десятилетия.
Религиозный импульс язычества усилится
Начнем с хорошей новости: все больше людей будут становиться язычниками в том или ином смысле слова.
500-летний упадок христианства оказывается все глубже. Без поддержки правительства или давления социальной среды, люди просто будут покидать религии, которые говорят им, что они должны верить в то, во что они искренне верить не могут. Кто-то становится атеистом, но большинство - те, кого обычно относят к «духовным, но не религиозным» - ищут чего-то, сами не зная, чего.
Язычество в своем естественном состоянии - органическая религия. Никому не надо заниматься прозелитизмом, проповедуя многих богов, магию и священность Природы
[1] - люди все это и так схватывают интуитивно. Вот почему монотеистам приходилось прилагать столько усилий, искореняя органические элементы язычества из духовной жизни человечества - и сейчас они по большей части утратили возможность добиться своего.
К нашему движению будет присоединяться все больше людей, но меня беспокоит, с чем им придется столкнуться в этом движении.
Дыры в большом шатре язычества станут больше
Прошло пять лет - полдесятилетия - с тех пор, как я написал о «Большом шатре язычества»
[2]. Я питал большие надежды на сообщество, которое, будучи в первую очередь ориентировано на отдельные группы и традиции, сможет, тем не менее, выступать под единым знаменем язычества.
Мы никогда не разделяли общей теологии, космологии или политической ориентации. У всех нас были свои дисфункциональные группы и плохие лидеры - манипуляторы, а иногда и абьюзеры. Но пока все мы придерживались вымысла об общем происхождении и видели общего врага, большинство из нас стремилось сотрудничать друг с другом.
Но, хотя религиозная дискриминация, по-прежнему остается на повестке дня, сегодня уже далеко не так опасно публично объявлять о себе как язычнике. Хорошо и необходимо освещать те дурные вещи, которые делают люди в языческих организациях, но в свете этой правды все меньше и меньше тех, кто согласен вкладывать свое время, энергию или деньги в создание языческой идентичности.
Мне кажется, что эта тенденция в дальнейшем только усилится. Слово «язычник/языческий» (Pagan) применяется вот уже 1700 лет и никуда не исчезнет. Но идея «язычества» как единого религиозного движения будет становиться все менее популярной, возможно, пока вовсе не перестанет означать какую-либо из живых религий
[3].
Следующая волна языческих инфлюэнсеров придет извне сообщества
Мне сложно говорить об «инфлюэнсерах» - это популярное слово из области маркетинга. Но в своем буквальном значении («лицо, обладающее влиянием на мышление и поведение других») здесь оно предпочтительно. Инфлюэнсеры - не лидеры, у них нет видения будущего для всего сообщества или плана, чтобы это будущее реализовать. Скорее, люди видят, как инфлюэнсеры что-то делают (чаще всего потому, что инфлюэнсеры очень стараются, чтобы их увидели) и подражают им.
Те, кто откликнутся на органический религиозный импульс язычества, будут искать духовного руководства или ролевые модели. Наш большой шатер больше не сможет им в этом помочь (мог ли он помочь и раньше, большой вопрос). Поэтому неофиты будут искать информацию там, где смогут ее найти. Очень невелика вероятность, что за ней они обратятся к языческому каналу «Патеоса», порталу The Wild Hunt или конференции «Паганикон». Возможно, им попадется в руки книга хорошего автора, но скорее всего они получат информацию о язычестве из телепередачи, из уст знаменитости или из книги, где написано, что они хотят услышать.
Я не могу утверждать, что эта перемена однозначно к худшему. Большой шатер не смог помочь людям найти свое место в язычестве, потому он так неустойчив. Умирает второе поколение языческих лидеров, а то, что приходит ему на смену - более многочисленно и менее заметно - среди нас больше нет Стархоук или Рэймонда Бакленда, кто бы говорил от лица всех.
Я всегда говорил, что хотел видеть язычество, достаточно широкое для сантехников и клерков, а не только для жрецов и мистиков. Но мне не приходило в голову, что люди станут обращаться к сантехникам и клеркам за духовным руководством и мистическим вдохновением.
Раздробленность сообщества и закрытость групп возрастут
Мы все хотим свою религию. Но мы забываем, что в данном контексте «своя» означает, что мы принадлежим к религии, а не она - нам. Слишком многие озабочены правами собственности на ту или иную традицию и стремятся в первую очередь не допустить до нее «тех» или «этих».
Такой эффект порождает возросшая популярность язычества, особенно в ее более поверхностной форме: то же самое уже случалось, когда частью мейстрима становились комиксы, компьютерные игры, панк-рок и т.д. Люди стремятся установить барьеры, сообщить другим, что они «не тру». Мы уже проходили это применительно к ведовству.
Есть и такие, кто хочет ограничить доступ к традиции для людей с «неправильным» происхождением. За этот год я написал по этому вопросу три статьи: ДНК - не религия, а боги призывают, кого пожелают. Все будет только хуже, поскольку расизм и национализм никуда не уходят из большой культуры нашего общества.
Поляризация общества мейнстрима потребует от нас относиться к любому, кто не разделяет наши убеждения на сто процентов, как к врагу или, по крайней мере, с подозрением. Я надеюсь, что у нас хватит сил провести различие между «нацистами» и теми, кто лайкнул непонравившийся нам пост в Твиттере.
Но в этом отношении я далек от оптимизма.
Те, кто делает серьезную работу, будут выстраивать серьезные границы
Не всякая традиция и путь предназначены для всех. Атеистам нечего делать в группе политеистов и наоборот. Магам не место в религиях, верящих, что магия нечестива. Группы, сосредоточенные на ежедневном поклонении, не подойдут тем, кто хочет делать «языческие вещи» только на праздники и полнолуния.
Если люди состоят в группах, которые им не подходят, они останутся не удовлетворены и будут отвлекать остальных от работы, которую те хотят совершать. Проводя четкие границы, группы и традиции говорят: «вот то, что мы делаем», «вот, чего мы не делаем» и «вот, чего мы ожидаем от участников». Это позволяет другим оценить, насколько цели и нормы группы и традиции соответствуют их собственным интересам и призванию.
Некоторые группы сегодня пишут манифесты, своды правил и кодексы поведения. Им предстоит научиться жить сообразно этим документам и ценностям, которые вызвали их появление на свет. Некоторые правила можно нарушить только один раз.
Ни одна группа не может быть всем для всех. Те, кто будет четко понимать, кто они и для чего вместе, получат более высокие шансы на выживание.
Возникнут новые виды сообществ
Проблема языческих сообществ в том, что, с одной стороны, нам они необходимы, с другой - мы не хотим создавать условий, без которых они невозможны. Я думаю, конец «Пантеакона» показал нам, что дорогостоящая ежегодная конференция не замена сообществу. Проблемы АДФ [друидического братства Ar nDraiocht Fein, в котором под давлением снизу сменилось практически все руководство в конце 2019 г. - Прим. пер.] показали, насколько трудно приспособить христианские организационные структуры к язычеству (я сочувствую АДФ в их попытках справиться с ситуацией, но впереди много работы - посмотрим, какие плоды она принесет).
Я предполагаю, что впереди возникновение локальных групп, подобных ковенам - маленьких сообществ людей, живущих достаточно близко, чтобы регулярно встречаться и поддерживать друг друга. Наверное, будут возникать онлайн-сообщества, в особенности, связанные с необычными специфическими интересами. Надеюсь, что между этими группами возникнет взаимодействие, но это скорее пожелание, чем предсказание.
Люди - общественные животные, а религия - это один из главных центров, вокруг которых мы собираемся вместе. Мы будем экспериментировать с разными типами общности, пока не найдем ту, которая будет оптимальна.
Разделение язычества на три больших потока через сто лет
Я уже говорил, что, когда фаза «дифференциации» в язычестве завершится, различные группы и традиции распределяться по трем основным направлениям: политеизм, викка/ведовство и нетеистическое почитание Природы. Это предполагает, что различные этнические политеизмы выработают общую космологию и теологию - что, по моему мнению, вероятно, но не обязательно. Также, возможно, состоится своего рода рабочее соглашение между гарднерианами, викканами-эклектиками и традиционными ведьмами - такое соглашение еще менее вероятно, но возможно и желательно.
Однако мы не увидим такое распределение в 2020-е гг., и вряд ли я вообще увижу его на своем веку. Должны возникнуть (и исчезнуть еще многие языческие группы, организации и традиции, прежде чем в процессе естественного отбора станет ясно, какие из них лучше всего приспособлены к окружающей среде в долгосрочной перспективе.
Другая группа существ из Иномирья будет регулярно проявляться в обычной реальности
Это был второй пункт, который я написал, когда составлял план этой статьи, но я удалил его, потому что он не совсем соответствует теме других пунктов. Однако, мне сказали вернуть его.
2010-е можно назвать десятилетием Морриган. Она набирала себе воинов, жрецов и иногда друидов по меньшей мере с 2011 г. Бригитта спокойно созвала себе довольно внушительную армию. Мои друзья-северные язычники (heathens) говорят, что Один сейчас занят тем же. То же можно сказать о других божествах.
Можно спорить, уходили ли Старые Боги, но, несомненно, сегодня они очень активны в мире.
Традиционно люди всегда говорили: «наши предки видели духов, а мы не видим» - хотя для последующих поколений их собственный опыт общения с духами становился поводом говорить то же самое. Но в середине этого десятилетия Прекрасный народ (Fair Folk) начал регулярно проявляться в нашем мире.
В грядущее десятилетие следует ожидать контакты с другим «классом» иномирных существ. Я не уверен, что это будет за класс, но я делаю ставку на демонов. Отчасти это связано с возросшим интересом к магии гримуаров, но в основном такое предположение основано на наблюдении нашего сегодняшнего мира и как он работает.
Помните, что история демонов была написана их врагами. Не верьте всему, что католики и евангелические христиане говорят о них. Но, как и в случае с Прекрасным народом, есть мудрость в тех историях, которые наши предки сложили о демонах. Это личности, которые действуют по своим собственным мотивам, и служить вам не входит в список их приоритетов.
Вы предупреждены.
Пер.: Гарсиа
Источник Текст статьи на «Викканских свитках» [1] Беккет является одним из главных идеологов «религиозного политеизма» (devotional polytheism), формирование которого в отдельную идентичность, отличную от идентичности “Pagan” (хотя многие совмещают обе) - основное событие в языческой жизни Америки 2010-х гг. Это теологическое движение, чьим девизом является максима “many gods” («Богов много»). Предполагается радикальный отказ от любых «пережитков монотеизма», которые видятся политеистам в «архетипализме», в первую очередь связанном с наследием ранних викканских авторов и пророчиц «движения Богини». Беккет сформулировал лозунг “put the Gods first” («поставить Богов на первое место»), что предполагает, по меткому выражению Дж. Холстеда, создание «языческого пиетизма, если не языческого фундаментализма». В соответствии с тем значением, которые с середины десятилетия придается в Америке теологическим вопросам, Беккет делит весь языческий спектр на политеистов («много богов»), последователей викки и любого из направлений ведовства («магия») и нетеистических почитателей Природы («священность Природы»). Совершенно очевидно, что такое деление спектра весьма произвольно: не-теистические язычества представляют собой несопоставимое с остальными меньшинство (хотя в этом меньшинстве есть очень известные писатели и публицисты - Джон Холстед и Брендан Майерс), а стремительно растущее и крайне влиятельное крыло реконструкционистских этнических традиций некритически причисляется Беккетом к «политеистам». Выделение из языческой (Pagan) общности «северного язычества» (мой неуклюжий перевод слова Heathenry) - традиций, основанных на исландско-скандинавском, континентально-германском и англо-саксонском дохристианском наследии - уже совершилось довольно давно. - Прим. пер.
[2] Статья Джона Беккета начала 2015 г., в которой он предлагает образ «большого шатра язычества» (Big Tent of Paganism) с четырьмя основными «шестами», на которых этот шатер держится: «Божество» (т.е. дохристианские божества), «Природа», «Самость» (Self) и «Сообщество» (Community). - Прим. пер.
[3] В оригинале “to the point that it will no longer make sense to capitalize the word” - «пока не исчезнет причина писать это слово с большой буквы». В английском названия существующих религий пишутся с заглавной буквы; так, “Pagan” (пока) означает практиков современной религии, а “pagan” - либо качество религиозной жизни (в конфессиональном контексте) - в смысле: «обмирщенный», «светский», «аморальный», либо древнюю религиозность (античную, ближневосточную или древнеевропейскую). - Прим. пер.