Айтварас Наррентурм. Дважды Бог: метафизика Солнцестояния

Jun 15, 2019 20:01


1. Рога и Кости

Помимо обычного, принятого в западной эзотерической традиции толкования знака пентаграммы как символа четырех стихий и их квинтэссенции, существует и другое, специфически викканское прочтение этой фигуры как указания на три лика нашей Богини (три верхних луча, молодая, полная и ущербная луна соответственно) и два лика Бога (два нижних луча, жизнь и смерть). Символы этих пяти божественных аспектов мы можем увидеть на ведовском пентакле Дорин Валиенте, где Богиня представлена тремя лунными знаками, а Бог - как круг с “рогами” (астрологический символ Тельца, аспект Бога Жизни) и круг с косым крестом под ним, что есть схематическое изображение черепа с костями (да, тот самый “Веселый Роджер”, аспект Бога Смерти).

И если триединая природа нашей Богини - общее место в викканской теологии и не требует дополнительных пояснений, то о двуединой природе Бога говорят гораздо реже. Однако именно эта метафизическая двоичность - ключ к понимаю содержания викканских праздников Солнцестояния, Йоля и Литы (зимнего и летнего соответственно), поэтому и станет сейчас темой данного текста.



Викканский образ двуединого Бога, вероятно, восходит к мотиву двух вечно сражающихся возлюбленных Белой Богини у Роберта Грейвса. У самого же Грейвса эти персонажи - интерпретация кельтского мифа о Короле Дубе и Короле Падубе, владыках “светлой” и “темной” половин года, вечно сменяющих друг друга как раз в дни солнцестояний. Таким образом, викканский Бог, муж-сын Великой Богини, это одновременно и Король Дуб, Бог жизни, и Король Падуб, Бог Смерти, извечно меняющий эти две ипостаси в ходе литургического цикла.

Вместе с тем, не трудно заметить, что такое грубое описание - лишь первое приближение к метафизике двуединого Бога. В большинстве наших саббатов, как правило, Бог выступает в каком-то одном своем аспекте, и лишь на Йоль и Литу мы можем наблюдать их оба, однако наблюдение это не сводится к банальному образу борьбы и/или превращения. Нет, в викканском ритуальном мономифе все гораздо интереснее.

2. Снизу вверх и сверху вниз

Итак, все восемь викканских саббатов легко делятся на четыре смысловые пары, и Йоль-Лита - одна из них. В дни солнцестояний мы имеем дело со сменой и актуализацией обеих ипостасей нашего Бога, но что это за ипостаси?

Важно понимать, что оппозиция “жизнь - смерть” здесь не более чем символическая условность, ярлык. Йоль - не торжество жизни над смертью (впереди еще большая часть зимы!), а Лита - не победа смерти над жизнью (жизнь еще в самом своем расцвете). Более того, на мой взгляд, использовать дихотомию Бог Жизни - Бог Смерти допустимо, но лишь когда мы говорим о Боге вообще, в любой другой день, но только НЕ ТОГДА, когда можно наблюдать их вместе.

В действительности более семантически верной будет оппозиция по принципу “верх - низ”. Наш Бог, Бог Литы и Йоля - Бог Всего, что Вверху, неба, солнца, птиц и звезд, и Бог Всего, что Внизу, земли и подземного мира, недр и корней.

Таким образом, Йоль - день Бога Преисподней, да, Бога мертвых, но так же и Бога всего сокрытого, темного, тайного, спрятоного под снегом в ночи. И в этот день такой Нижний Бог поднимается вверх и становится Богом Новорожденного Солнца, первого рассвета года, робкой надежды на возвращение света в мир. Иными словами, Йоль - это движение снизу - вверх.

Противоположным образом, Лита - день Бога Всевышнего, Бога Солнца Торжествующего, зенита и бесконечного светлого неба. Но в этот праздник наш Бог именно в виде света своего спускается на землю, принимает корону не из пламени - но из дубовых, древесных ветвей, и сам облачается в зелень, становясь тем самым Богом Земли, деревьев, трав и спеющих злаков, зверей и всякой живой плоти. Нет, это еще не Бог Смерти, но уже Бог всего Смертного, это Бог Жизни, но жизни не абстрактно-духовной, а плотной, проявленной, а значит - конечной.

Лита - это движение сверху - вниз.

3. Врата в Небесах

Но этот рассказ о движении будет не полон, если не упомянуть о том средстве, тех вратах, через которые наш Бог поднимается и спускается. Безусловно, врата эти - наша Богиня.

Ее роль на Йоль очевидна всем, кто имеет хоть какое-то представление о викканском мономифе: она буквально рождает нового Бога, выпуская его из своего чрева - нижнего, подземного мира - вверх, в мир людей как новое солнце.

На каббалистическом Древе Жизни Великая Мать - это сефира Бина, и она же соответствует астрологическому Сатурну, управителю знака Козерога, с которым обычно как раз и соотносят Йоль, зимнее солнцестояние.

Тогда как Литу, летнее солнцестояние, соотносят с зодиакальным знаком Рака, который управляется Луной. Опять же, викканам не нужно объяснять какая связь между Луной и нашей Богиней, но интересно, что здесь также есть и каббалистическое соответствие, так как Луна - это сефира Йесод, тоже своего рода врата, через которые свет от верхних миров проникает и опускается на землю.

И именно Богиня - та, кто коронует Бога дубовым венцом и облачает его в зеленую робу Владыки Земли, материализуя всю его бесконечную небесную энергию в живую плоть.

Ведь только Она, наша всеобщая Мать, черная, как зимняя ночь и Сатурн, и блистающая, как Луна и белая ночь лета - истинная жрица всех ведовских ритуалов, и только ею все нижнее вознесется, а все верхнее - снизойдет.

Да будет же так.

(c) Айтварас Наррентурм



Дорин Валиенте, Колесо Года, теология, викка, renovatio cordis, Общество Агавы, Айтварас Наррентурм

Previous post Next post
Up