Мне сейчас почему-то понятно, что вакханки у Еврипида плясали под музыку современных хасидов. Что Яхве и Иакх-Дионис - это тот же бог. Что исступление и отказ от нормального мира - это нечто, общее эллину и иудею в том смысле, в каком каждую ночь люди отказываются от своего взрослого Я и ведут себя как дети в постели с другими людьми.
И что все проблемы начинаются именно тогда, когда наступает утро - вечное время похмелья.
Эос Розоперстая, говорили они. Избавление от ужасов Ночи, говорили они.
Почему они ничего не говорили об ужасах дня?
Крематорий Освенцима работал днем. Энний писал: bellum equis manibus nox intempesta diremit - битву беспристрастными руками прервала безбурная ночь. Уайльд объяснял, почему он и его товарищи по Редингской тюрьме не смогли стать братьями - For we met in the shameful day, not in the holy night.
Отсюда унаследованная и современным язычеством, и многими другими явлениями современности нелюбовь ко дню, к рациональному мышлению, к высвечиванию мира смыслом. Понятно, почему - после всего того, что делалось во имя дня, и т.д.
И все-таки, Дионис, не просвещенный светом Акрополя - это просто чуждый бог, который никогда не станет частью полиса - частью мира людей.