6 мостов и никакого Гессе. Маршрут по набережным из книги «Я не тормоз» Нины Дашевской

May 20, 2021 19:32





Вид на гостиницу «Украина» и Москву-Сити с Краснопресненской набережной от Новоарбатского моста

Проехала на самокате по набережным путем стремительного семиклассника  Игната Волкова - героя книги «Я не тормоз» Нины Дашевской.



Правда,  выбрала день с не самой удачной погодой - несколько раз пережидала дождь  под мостами и на остановках. Поэтому ехала эти 7 километров 2 часа,  сделала много мрачных фото, но зато дышала чудесным помытым воздухом.



Карта маршрута

Глава, в которой Игнат несется на  роликах по набережным, называется «Река». Дальше будут цитаты из нее с  фотографиями и комментариями.

«Переходы. Дурацкая вещь подземные  переходы эти, но ничего не поделаешь. Вверх ещё ничего, но вниз!  Когда-нибудь я загремлю на своих роликах, никак не научусь спускаться  легко и уверенно.

Зато! Последний переход, я поднимаюсь по лестнице и вижу реку. Наконец-то. Я на набережной!»



Подземный переход на набережную от Улицы 1905 года

Вот этот переход. Строго говоря, я  начала ехать набережными от станции МЦК «Деловой центр», и уже переждала  один дождь под козырьком моста Багратион, где из дверей высыпались  тиктокеры и стали снимать свои танцевальные ролики под дождем (видимо,  чтобы нам, всем пережидающим, было не скучно). А Игнат к переходу  добирается со стороны Улицы 1905 года.

«Подъезжаю и сначала просто  смотрю. Вода вблизи выглядит так себе. Не очень чистая река Москва,  конечно. Но это если смотреть на поверхность. А так… Так я думаю, что  она просто река; была задолго ещё до Москвы, моего города. И пришли сюда  древние люди и стали жить…

Город  какой огромный отражается в воде. Высотка, гостиница "Украина". И в оба  края - Москве конца не видно. Никогда с обычных улиц не увидишь столько  города, сколько с берега реки».



Вид на гостиницу "Украина" от набережной возле подземного перехода

«Ноги несут меня в путь, под мои шесть мостов, к звезде на шпиле Университета.

Шаг,  другой… Я стараюсь толкаться чисто и ровно, руки за спину, как  настоящий спортсмен-конькобежец. Тут, на моей набережной, мало людей -  гулять неудобно, и переходов сюда почти нет, не попасть так просто к  моей реке. Так что это наше место, велосипедно-роликовое, колёсное.  Левой, правой…

Пролетела  в один миг электростанция, так похожая на корабль со своими белыми  трубами. Стараюсь не смотреть влево - там дорога, полно машин; я дышу не  ими, а рекой. Чувствую её, реку. Проезжаю Белый дом, мэрию - сначала  мне было не по себе здесь ездить, а теперь привык. И чего такого  страшного?»



Вид на Белый дом с набережной

«Ныряю под первый мост - Новоарбатский; колонны там в воде, такие  неожиданные, как будто греческие. Сверху машины несутся на Кутузовский,  никто и не знает про эти колонны внизу».



Колонны под Новоарбатским мостом

Под Новоарбатским мостом я провела  особенно много времени - был самый сильный и продолжительный дождь.  Поэтому я очень внимательно рассмотрела колонны и прочитала все  сообщения от следующего моста - Смоленского.

«Потом метромост - любимый из всех, за чёткость линий, ясную дугу, чистая конструкция, никаких излишеств.

Вот  эти всякие ротонды с колоннами, башенки… Я им киваю, как своим; но в  идеале мост должен быть чистым, всё подчинено смыслу. Смоленский  метромост, стальной, однопролётный, арочный. Мне нравятся сами слова  даже».



Смоленский метромост - самый разговорчивый

Смоленский мост оказался  разговорчивым, он с завидной регулярностью сообщал, что он - «мост, но в  душе - романтик» (не сомневаюсь), «счастье здесь и сейчас» (согласна,  несмотря на дождь), если я хочу увидеться с внуками, то нужно срочно  вакцинироваться (внуков пока нет, но я уже), а если у меня есть родные и  знакомые из группы риска, то необходимо уговорить их сидеть дома (ох,  мост, ну что ты говоришь, весна же на дворе!).

«Проскакиваю  узкий туннель под Бородинским. Под ним темно и воды не видно, справа -  глухая стена. Поскорее выныриваю на свет и лечу дальше».



Вид на Бородинский мост через стекло остановки

А мне даже понравилось, тут белые колонны, чугунные факелы, и туалет на привязи, чтоб не упал.



Под Бородинским мостом

«Пешеходный мост Богдана Хмельницкого. Он красивый, но меньше мне  нравится, чем метро. Раньше он был другой, железнодорожный, и стоял в  другом месте, звался Краснолужским. Я не видел, читал просто. С ним ещё  шпионская история была какая-то. Потом его приподняли, переставили на  такие баржи и сплавили прямо по воде. И на новом месте накрыли  стеклянным колпаком, светильников навешали. Получился какой-то  специальный мост, для красоты».



Мост Богдана Хмельницкого

Мост действительно переехал на баржах на 2 с половиной километра. А шпионская история случилась  15 июля 1977 года, когда он был Краснолужским - здесь была взята с  поличным агент ЦРУ Марта Петерсен. Она прятала на мосту шпионскую  посылку, замаскированную под булыжник. В 2016 году вышли ее мемуары.

«И  потом, когда я выскакиваю из-под него, там есть страшное место.  Лестница вниз, нет ограждения. И всегда после этого места я долго ещё  представляю себе, как я почему-то не свернул дальше на тротуар, а  загремел по этой лестнице вниз, в воду…»



Иллюзия обрыва за мостом Богдана Хмельницкого

Вот это место! Оно действительно  выглядит пугающе, когда подъезжаешь к нему - лестницу совершенно не  видно до последнего, кажется, что там обрыв.

«Москва стремительно  проносится мимо меня. А на воде встречают старые знакомые: их так мало  кто знает, а я люблю. Люблю речфлот. Знаю по именам.

Полуразвалившаяся  облезлая "Атлантида". Сияющий теплоход "Рэдиссон"; парадная "Аллегрия".  (Глупое название. Вы ведь тоже прочитали "Аллергия", да? Я долго не мог  понять.) Но это не то. Главное - работники реки, баржи. Катера.  Удивительный "Ковров" на Саввинской набережной. (Это я уже пол-Москвы  прошёл.) На "Коврове" валяется какой-то мусор и реальный ковёр висит -  сушится. Второй месяц сушится. Зачем?.. И велосипед валяется чей-то, и  матрас. Вот там люди живут. Работают, живут. Что за люди?.. Работают в  Москве на воде. И для них есть такие важные слова: навигация… На ржавой  корме "Коврова" написано краской: "Шаланда". Привет тебе, Одесса»

Всей этой флотилии уже нет...

«Позади  "Коврова", через реку - огромная ТЭЦ-12. Рабочая штука, две трубы,  такая же, как мой речфлот. Без бантиков-рюшечек. Механизм города».



ТЭЦ-12

ТЭЦ на месте.

«И  тут же, перед Новодевичьим монастырём, Гессе. Привет, Гессе. На старом  доме штукатурка выцарапана так, что вышел портрет. Человек и город; лицо  старого человека в очках на три этажа. Я смотрел в интернете, просто  адрес набрал: Саввинская набережная, 27, и знаю теперь, что это Гессе,  немецкий писатель, "Игра в бисер", книжка стоит дома. Пока не читал. И я  теперь здороваюсь с ним».



Справа - дом, где был выбит портрет Германа Гессе

Самая большая печаль - больше нельзя поздороваться с Гессе. Портрет  Германа Гессе выдолбил в штукатурке португальский художник Александр  Фарто (Vhils) в 2008 году. Дом еще стоит, но его собираются вот-вот  снести, фасад затянут дурацким желтым полотном. Только сбоку остался  виден кусочек московских высоток. Здание 1907 года постройки (бывшее  общежитие фабрики «Московский шелк») не является объектом охраны.



Вот такой он был

«И прощаюсь с машинами. Последний мост - двойной; железная дорога и  Третье транспортное кольцо, пролетаю под ними - и я в Лужниках».



Бережковский мост

Въезд в Лужники перекрыт конструкцией со шлагбаумами. Калитка для пешеходов прячется справа от них.



Вид на Москву-сити с Лужнецкой набережной

«Пролетел Москву с севера на юг за  двадцать минут. Я когда-то услышал от папы выражение "этот путь берётся  ногами", в том смысле, что такое расстояние пешком можно пройти.

Мой  огромный город берётся ногами, безо всякого мотора. Это удивительно. Не  весь, конечно, от края до края, но хотя бы основная его часть. Я был  определённо на севере, а сейчас точно на юге. Тут даже теплее как-то…

Нижняя  петля Москвы-реки. Машинам сюда нельзя; здесь парк и дорожка вдоль  воды. На другой стороне - Воробьёвы горы, Университет».



Вид на Университет



Футуристический ларек и канатная дорога через Москва-реку

«Впереди Лужнецкий метромост,  двойной: снизу метро, сверху машины. И прямо на мосту станция -  "Воробьёвы горы". Можно перейти по этому мосту реку. И на станции  заглянуть прямо в окна вагонов, если там поезд метро стоит. Так странно:  они в метро, торопятся по делам. А я на роликах. Их увезут, а я - сам.

На  той стороне полно людей. Отсюда по набережной можно гнать дальше, через  Андреевскую набережную, через парк Горького до самого Крымского моста,  даже ещё дальше - до "Красного Октября", в этом году там сделали ещё  набережную.

Но там набережные другие. И река другая. Там люди  гуляют. Катаются. Дети, полно детей. Радостный, лёгкий город. Совсем  другие лица, чем в метро или на автобусной остановке.

Но  всё же я люблю больше свои, хмурые набережные, пустые, подальше от этой  толпы. Тем более сегодня мне не успеть туда, к Крымскому мосту. И,  продышавшись в Лужниках, я еду обратно, домой. Под всеми моими мостами,  мимо моих Гессе и речфлота, в обратном порядке, к спирально закрученной  башне Сити».



Мост Лужники и станция метро «Воробьевы горы»

Игнат едет набережными обратно, а я - в метро. Очень люблю и те  набережные, что дальше, в хорошую погоду доехала бы до Боровицкой. Но не  сегодня - уже надвигается новая порция дождя.

по литературным местам, книги, нина дашевская, детские книги

Previous post Next post
Up