(отрывки из книги)
Часть I Концентрация всех сил
«Iraq Petroleum Company» начала, наконец, бурение нефтяных скважин в апреле 1927 года, то есть почти через четверть века после того, как Османское правительство предоставило «Deutsche Bank» первую нефтяную концессию в Месопотамии. Через несколько недель было открыто крупное месторождение, находящееся в районе крайне пористых известняковых пород, простирающемся на шестьдесят миль к северу от Киркука. Компания использовала это открытие в качестве предлога для последовавших отсрочек. На всей остальной территории Ирака разведка была приостановлена, и еще семь лет было потрачено на бурение тестовых скважин на территории Киркукского месторождения: компания не спеша определяла его объем и особенности, производя по 2000 баррелей нефти в день в качестве образца. Она строила дороги, цеха и жилье, обеспечив условиями для жизни 2000 иракских рабочих, 125 европейских и 30 американских. Но она не желала развивать производство, особенно после того, как финансовый кризис 1929 года привел за собой Великую депрессию. Правительство Ирака потребовало, чтобы компания построила трубопровод для экспорта нефти в Средиземноморье, однако компания отказывалась, пока правительство не согласилось пересмотреть условия нефтяной концессии 1925 года.
Ирак. Нефтяные скважины и лагерь иракской нефтяной компании. Район Киркук. 1932г
В 1931 году пробританский премьер-министр Ирака Нури аль-Саид согласился пересмотреть концессию в обмен на довольно скромный денежный аванс. В новом соглашении устранялось право правительство облагать налогом прибыли компании (это право отличалось от роялти, выплачиваемых из расчета на каждый баррель произведенной нефти), обязательство по минимальному бурению и требование, согласно которому компания периодически должна была освобождать неразработанные участки из области концессии. Соглашение предусматривало расширение области концессии со 192 квадратных миль, которые компания должна была выбрать, учитывая условие об освобождении участков, до 32 000 квадратных миль (то есть с 50 000 гектар до более 8 млн). Согласившись на то, что эксперт по нефти из Государственного департамента назвал «одной из худших нефтяных сделок в истории», Ирак, наконец, начал получать скромный доход от нефти.
Пара двенадцатидюймовых труб из Киркука в Средиземноморье была проложена в 1932-1934 годах - одна линия ответвлялась на юг, к контролируемому Британией терминалу в Хайфе, тогда как другая - на север, к терминалу в Триполи, находившемуся под французским контролем. Этот первый из крупных ближневосточных трубопроводов, снабженный 12 насосными станциями и ставший на тот момент самым крупным сварным трубопроводом в мире, позволил увеличить производство нефти в сорок раз, с 2 ООО до 80 ООО баррелей в день. Это была лишь незначительная доля того, что могли давать скважины Ирака, однако план по увеличению пропускной способности трубопровода в четыре раза был задержан Второй мировой войной, а затем был сокращен в два раза из-за Палестинской войны 1948 года, которая перекрыла южную дорогу на Хайфу, хотя к тому времени был построен более крупный дублирующий трубопровод, идущий на север к Баниясу на сирийском побережье. Производство было удвоено и достигло 160 000 баррелей в день в 1950 году, а потом еще раз удвоилось к 1952 году (к 1980 году оно достигло 2,5 млн баррелей в день). Между тем, в июле 1940 года была завершена железнодорожная линия, связывающая Мосул с Багдадом, то есть было закончено строительство всей Багдадской железной дороги, которая планировалась в качестве первого нефтепровода региона, однако строилась сорок лет.
Терминал IRC в Хайфе. Между 1934-1939гг
Создавая инфраструктуру нефти, компании одновременно формировали инфраструктуру политического протеста. К числу точек уязвимости, где могли организоваться движения и где они могли применить давление, относились теперь нефтяные скважины, трубопроводы, нефтеперерабатывающие заводы, железные дороги, доки и морские пути, пересекающие Ближний Восток. Все это связанные друг с другом места, в которых могли быть предъявлены требования политических свобод и более эгалитарных форм жизни.
Британия вновь оккупировала Ирак в 1941 году, то есть менее чем через десять лет после признания формальной независимости страны. После войны кульминационной точкой протестов стало народное восстание вместе со студенческими и рабочими забастовками 1948 года. Коммунистическая партия Ирака, ставшая одним из наиболее организованных политических движений региона, потребовала «вывода иностранных войск, неограниченных политических свобод [и] достойного обеспечения народа хлебом». Партия «сконцентрировала все свои силы в колоссальных предприятиях... наиболее важных для страны» - на железных дорогах, в порту Басры и на нефтепромыслах. Это сосредоточение на наиболее уязвимых точках технической базы нефтяного производства «стало ключевым моментом основной ее стратегии».
На железных дорогах партия сосредоточила большую часть своих ресурсов «в наиглавнейшей точке всей системы, в железнодорожных цехах Шалхиаха», где находились все основные склады, а также ремонтные мастерские и цеха техобслуживания. «Прекращение работ в этом месте на десять-пятнад- цать дней привело бы к полной остановке движения поездов во всем Ираке». На контролируемых Британией нефтепромыслах партия сосредоточила свою деятельность в еще более важном месте - «развилке трубопроводов Киркук-Хайфа и Киркук-Триполи, то есть на насосной станции К-3 вблизи Хадита». Рабочие-нефтяники, начавшие забастовку в июне 1946 года, требовали права на профсоюз, страхования на случай болезни и нетрудоспособности, пенсий, но забастовка была раздавлена силовыми методами - десять рабочих были убиты, а двадцать семь получили ранения. Однако во время восстания 1948 года нефтяники смогли остановить К-3. Поскольку насосная станция снабжала бензином другие насосные станции, профсоюз выставил охрану, чтобы «ни одна пинта бензина не просочилась». Блокада продлилась две недели, пока компания не окружила место пулеметами и бронетранспортерами, перерезав поставки еды. Забастовщики, которые не могли пойти на вооруженное столкновение, решили пройти маршем до Багдада, до которого было 150 миль. После трех дней пути, на котором они постоянно встречали поддержку, они «вошли в Фаллуджу, где попали в полицейскую ловушку». Рабочих-нефтяников отправили обратно на К-3, а лидеров забастовки - в тюрьму.
Нарушители спокойствия
На другом конце трубопровода Киркук-Хайфа, в Палестине, возник еще один очаг сопротивления и борьбы. Во время арабского восстания 1936-1939 годов, наиболее продолжительного за всю историю XX века антиколониального выступления против Британии, главной целью повстанцев стал недавно завершенный трубопровод из Ирака. Первоначальные попытки ослабить британцев в августе 1936 года, организовав забастовку на нефтеперерабатывающем заводе в Хайфе, а также в порту, на железной дороге и в Управлении общественных работ, потерпели поражение, когда британцы завезли инженеров королевского военно- морского флота для обслуживания поездов и еврейских рабочих для работы в порту и на заводе. Но трубопровод был более уязвим. Впервые палестинские силы разрушили его близ Ирбида 15 июля 1936 года. Позднее его подрывали несколько раз вблизи деревень Каукаб аль-Хава, Махан Исраэль и Искаль, между Афлой и Бейсаном, а также в Тель-Адаса, аль-Бира, Ард аль-Марже, Тамре, Кафр Мисре, Джиср аль-Маджами, Джинжаре, Бейсане и Индуре. Британцы, не справляясь с охраной трубопровода, создали подразделение из вооруженных еврейских поселенцев, которое должно было помогать в его защите, а также охранять железнодорожную линию Хайфа-Лидда. Это подразделение, укомплектованное британскими офицерами, стало ядром сионистской армии, которая захватит контроль над Палестиной в 1948 году.
Ремонт железнодорожных путей во время беспорядков в Палестине, 1936г