Углеродная демократия. "Механизмы доброй воли". Тимоти Митчелл. ч. II

May 21, 2016 18:37


(отрывки из книги)
Часть I

Концентрация всех сил

«Iraq Petroleum Company» начала, наконец, бурение нефтяных скважин в апреле 1927 года, то есть почти через четверть века по­сле того, как Османское правительство предоставило «Deutsche Bank» первую нефтяную концессию в Месопотамии. Через не­сколько недель было открыто крупное месторождение, находя­щееся в районе крайне пористых известняковых пород, прости­рающемся на шестьдесят миль к северу от Киркука. Компания использовала это открытие в качестве предлога для последовав­ших отсрочек. На всей остальной территории Ирака разведка была приостановлена, и еще семь лет было потрачено на бурение тестовых скважин на территории Киркукского месторождения: компания не спеша определяла его объем и особенности, про­изводя по 2000 баррелей нефти в день в качестве образца. Она строила дороги, цеха и жилье, обеспечив условиями для жизни 2000 иракских рабочих, 125 европейских и 30 американских. Но она не желала развивать производство, особенно после того, как финансовый кризис 1929 года привел за собой Великую де­прессию. Правительство Ирака потребовало, чтобы компания построила трубопровод для экспорта нефти в Средиземноморье, однако компания отказывалась, пока правительство не согласи­лось пересмотреть условия нефтяной концессии 1925 года.



Ирак. Нефтяные скважины и лагерь иракской нефтяной компании. Район Киркук. 1932г

В 1931 году пробританский премьер-министр Ирака Нури аль-Саид согласился пересмотреть концессию в обмен на до­вольно скромный денежный аванс. В новом соглашении устранялось право правительство облагать налогом прибыли компании (это право отличалось от роялти, выплачиваемых из расчета на каждый баррель произведенной нефти), обяза­тельство по минимальному бурению и требование, согласно которому компания периодически должна была освобождать неразработанные участки из области концессии. Соглашение предусматривало расширение области концессии со 192 квад­ратных миль, которые компания должна была выбрать, учиты­вая условие об освобождении участков, до 32 000 квадратных миль (то есть с 50 000 гектар до более 8 млн). Согласившись на то, что эксперт по нефти из Государственного департамен­та назвал «одной из худших нефтяных сделок в истории», Ирак, наконец, начал получать скромный доход от нефти.


Пара двенадцатидюймовых труб из Киркука в Средизем­номорье была проложена в 1932-1934 годах - одна линия от­ветвлялась на юг, к контролируемому Британией терминалу в Хайфе, тогда как другая - на север, к терминалу в Триполи, находившемуся под французским контролем. Этот первый из крупных ближневосточных трубопроводов, снабженный 12 насосными станциями и ставший на тот момент самым крупным сварным трубопроводом в мире, позволил увеличить производство нефти в сорок раз, с 2 ООО до 80 ООО баррелей в день. Это была лишь незначительная доля того, что могли да­вать скважины Ирака, однако план по увеличению пропускной способности трубопровода в четыре раза был задержан Второй мировой войной, а затем был сокращен в два раза из-за Пале­стинской войны 1948 года, которая перекрыла южную дорогу на Хайфу, хотя к тому времени был построен более крупный дублирующий трубопровод, идущий на север к Баниясу на си­рийском побережье. Производство было удвоено и достигло 160 000 баррелей в день в 1950 году, а потом еще раз удвоилось к 1952 году (к 1980 году оно достигло 2,5 млн баррелей в день). Между тем, в июле 1940 года была завершена железнодорожная линия, связывающая Мосул с Багдадом, то есть было закончено строительство всей Багдадской железной дороги, которая пла­нировалась в качестве первого нефтепровода региона, однако строилась сорок лет.



Терминал IRC в Хайфе. Между 1934-1939гг

Создавая инфраструктуру нефти, компании одновременно формировали инфраструктуру политического протеста. К числу точек уязвимости, где могли организоваться движения и где они могли применить давление, относились теперь нефтяные скважины, трубопроводы, нефтеперерабатывающие заводы, железные дороги, доки и морские пути, пересекающие Ближ­ний Восток. Все это связанные друг с другом места, в которых могли быть предъявлены требования политических свобод и более эгалитарных форм жизни.

Британия вновь оккупировала Ирак в 1941 году, то есть ме­нее чем через десять лет после признания формальной неза­висимости страны. После войны кульминационной точкой протестов стало народное восстание вместе со студенческими и рабочими забастовками 1948 года. Коммунистическая партия Ирака, ставшая одним из наиболее организованных полити­ческих движений региона, потребовала «вывода иностранных войск, неограниченных политических свобод [и] достойного обеспечения народа хлебом». Партия «сконцентрировала все свои силы в колоссальных предприятиях... наиболее важных для страны» - на железных дорогах, в порту Басры и на нефте­промыслах. Это сосредоточение на наиболее уязвимых точках технической базы нефтяного производства «стало ключевым моментом основной ее стратегии».

На железных дорогах партия сосредоточила большую часть своих ресурсов «в наиглавнейшей точке всей системы, в желез­нодорожных цехах Шалхиаха», где находились все основные склады, а также ремонтные мастерские и цеха техобслужи­вания. «Прекращение работ в этом месте на десять-пятнад- цать дней привело бы к полной остановке движения поездов во всем Ираке». На контролируемых Британией нефтепро­мыслах партия сосредоточила свою деятельность в еще бо­лее важном месте - «развилке трубопроводов Киркук-Хайфа и Киркук-Триполи, то есть на насосной станции К-3 вблизи Хадита». Рабочие-нефтяники, начавшие забастовку в июне 1946 года, требовали права на профсоюз, страхования на слу­чай болезни и нетрудоспособности, пенсий, но забастовка была раздавлена силовыми методами - десять рабочих были убиты, а двадцать семь получили ранения. Однако во время восстания 1948 года нефтяники смогли остановить К-3. По­скольку насосная станция снабжала бензином другие насо­сные станции, профсоюз выставил охрану, чтобы «ни одна пинта бензина не просочилась». Блокада продлилась две не­дели, пока компания не окружила место пулеметами и броне­транспортерами, перерезав поставки еды. Забастовщики, ко­торые не могли пойти на вооруженное столкновение, решили пройти маршем до Багдада, до которого было 150 миль. По­сле трех дней пути, на котором они постоянно встречали под­держку, они «вошли в Фаллуджу, где попали в полицейскую ловушку». Рабочих-нефтяников отправили обратно на К-3, а лидеров забастовки - в тюрьму.

Нарушители спокойствия

На другом конце трубопровода Киркук-Хайфа, в Палестине, воз­ник еще один очаг сопротивления и борьбы. Во время арабского восстания 1936-1939 годов, наиболее продолжительного за всю историю XX века антиколониального выступления против Бри­тании, главной целью повстанцев стал недавно завершенный трубопровод из Ирака. Первоначальные попытки ослабить бри­танцев в августе 1936 года, организовав забастовку на нефтепе­рерабатывающем заводе в Хайфе, а также в порту, на железной дороге и в Управлении общественных работ, потерпели пораже­ние, когда британцы завезли инженеров королевского военно- морского флота для обслуживания поездов и еврейских рабочих для работы в порту и на заводе. Но трубопровод был более уяз­вим. Впервые палестинские силы разрушили его близ Ирбида 15 июля 1936 года. Позднее его подрывали несколько раз вблизи деревень Каукаб аль-Хава, Махан Исраэль и Искаль, между Афлой и Бейсаном, а также в Тель-Адаса, аль-Бира, Ард аль-Марже, Тамре, Кафр Мисре, Джиср аль-Маджами, Джинжаре, Бейсане и Индуре. Британцы, не справляясь с охраной трубопровода, создали подразделение из вооруженных еврейских поселенцев, которое должно было помогать в его защите, а также охранять железнодорожную линию Хайфа-Лидда. Это подразделение, укомплектованное британскими офицерами, стало ядром си­онистской армии, которая захватит контроль над Палестиной в 1948 году.




Ремонт железнодорожных путей во время беспорядков в Палестине, 1936г

shell, deutsche bank, Месопотамия, standart oil, Ирак, Лига наций, нефть, bp

Previous post Next post
Up