Вот живешь себе спокойно, ходишь на работу, занимаешься домашними делами, читаешь книжки и копаешься в инете, и вот попадает к тебе новая информация, удивительная в первую очередь тем, что так поздно к тебе попала. Какие это может иметь последствия? Может и никаких, но в моем случае эта информация кардинально повлияла на летние планы и привела меня в новые интересные места. Да и путешествие получилось неординарным, во многом примечательным, хотя и непродолжительным. Теперь по порядку.
Многие ли знают, что самый высокий водопад в Европе находится в России? И где именно? Вот и я был слегка ошарашен, узнав это. И что не так уж далеко от нас, и что три года назад я был от него всего в 20км.
Это Зайгеланский водопад, находящийся в Северной Осетии, неподалеку от селения Джимара. Питает этот водопад ледник Зайгелан, лежащий на северном склоне одноименной горы. Высота водопада более 600 метров. Прочитав все это, я твердо решил, что поход лета 2015года пройдет именно там. Виртуальное знакомство с районом утвердило меня в этой мысли - район новый, интересный, с возможностью выхода к Казбеку и восхождением на него.
За несколько месяцев начались поиски единомышленников и корректировка планов. В результате сформировалась группа из четырех человек: ваш покорный слуга в качестве руководителя, Дима, Настя и Сергей. Планы на двухнедельный полноценный поход сократились до девяти дней и четырех препятствий. Выглядело это так: с. Джимара - Мидаграбинский каньон(1Б) - ледн. Мидаграбин - г. Дончентыхох (2А, 4200 радиально) - ледн. Мидаграбин - пер. Шау (2Б*, 4200) - ледник Маили - пик. Орджоникидзе - Казбек (2Б, 5033) - Верхнекармадонские горячие источники - с. В. Кане. По времени график получался очень плотный, без запасных дней. Выпускаться в МКК не стали, ограничились регистрацией в МЧС и пропусками в погранзону. В ночь на 1 августа мы выехали из Батайска на моей Ниве.
День первый.
К обеду приехали в Джимару. Ночь и полдня в дороге сказались на общем самочувствии - спать хотелось всем, ну а я, как основной водитель, засыпал при любой остановке. Погранпост на въезде в ущелье оказался пустым, и мы проехали до конца дороги. В ущелье очень много людей, приехавших посмотреть на водопады. Выгрузившись и пообедав, мы разделяемся: я с Настей еду в В. Кане ставить машину, Дима с Сергеем занимаются продвижением рюкзаков вверх по ущелью. В идеале мы рассчитываем заночевать после первой ступени каньона.
Доехать до В. Кане - получасовое дело. А вот обратно…
Двадцать два километра по грунтовке пешком - это уже почти четыре часа! Да еще по дороге подверглись одновременному нападению ретивого пса и пчел! Пса отогнал хозяин, а вот с пчелами пришлось разбираться самим. Правда в конце пути нам все таки повезло, и нас подвезли километров пять .
Дима с Сергеем уже куда-то продвинулись со всеми рюкзаками, и нам прошлось их догонять. Догнали. Время к вечеру, мы на склоне, решаем - что дальше? Подниматься на первую ступень каньона или не рисковать. Набегающие тучки и срывающийся иногда дождик определяют мое решение - ищем место под палатку . И нашли все таки! 15 минут работы руками - и площадка готова. Дальше проще: ужин и в люлю. К этому моменту я засыпал уже с ложкой в руках.
День второй.
Подъем в 5, выход в 7. Погода замечательная, ясно, ветра почти нет. Мы заночевали между двумя каскадами водопадов: Зайгеланским с правого борта ущелья Мидаграбин и водопада, стекающего с ледника Донченты по левому борту Мидаграбина. Красота!
А мы начинаем подъем по каньону.
Вода в Мидаграбиндоне черного цвета. Почти, как антрацит. В любую погоду и время года. На фото это, к сожалению, не отразилось, она кажется просто серой. Каньон довольно круто уходит вверх, поэтому река изобилует своими порогами и водопадами, в которых бурлит черная вода. Весь каньон условно разбивают на три участка: нижняя ступень, относительно пологий средний участок и верхняя ступень. Нижнюю ступень проходим по хорошей тропе между скалами, так же дальше по тропе проходим довольно продолжительный пологий участок и упираемся в бараньи лбы верхней ступени. Поначалу скалы нам показались простыми, вполне лазательными. И мы полезли.
Увы, халява быстро закончилась. Набрав метров 40-50, мы вышли опять на тропу, но почти сразу уперлись в следующую порцию бараньих лбов. Здесь все уже заметно покруче, и зацепок гораздо меньше. Налегке, да в скальниках это пролезлось бы на раз, но в нашем случае лучше перебдеть, тем более, что лететь есть куда. Но что хорошо - сверху висит веревка! Это уже лучше, чем ничего. Но рассчитывать на нее полностью тоже не стоит, поэтому отправляем Диму наверх налегке и со своей веревкой. Когда Дима организует свои перила, мы все весело жумарим вверх!
А слева от нас бурлит и клокочет Мидаграбиндон, в этом месте река течет по узкой, крутой, извилистой щели, это даже течением нельзя назвать. Она ревет и клокочет, там творится сущий ад!
С верхней ступени каньона перед нами открывается вид на ледник Мидаграбин и Главный Кавказский Хребет (ГКХ). Вот тут бы нам и пообедать, но не судьба - пошел дождь. Укрыться негде, решаем просто двигать дальше.
Планируемое место ночевки находится у озерца под вершиной Хицанхох по левому борту ущелья. А мы находимся по правому! Незадача. Перейти реку оказалось невозможным, приходится обходить по леднику, а это приличный крюк! Когда мы сошли с ледника на морену левого борта, был уже шестой час, мы изрядно напахались за день, набрали больше километра высоты. Понимая, что заветное озерцо остается от нас в стороне, ищем более близкое место под палатку. И находим! Даже с почти озером!
Время - семь вечера, высота 3200, мы уставшие и без обеда. После ужина сразу отваливаемся спать. Завтра у нас восхождение.
День третий.
Ночью была гроза. Проснулись по будильнику в 3.30 - льет. Спим дальше. В результате проспали все-таки лишнего, встали только в начале шестого, когда уже совсем распогодилось. В семь вышли. Сегодня у нас радиальное восхождение на вершину Дончентыхох. Поскольку лагерь стал у нас немного не там, где планировалось, подход к горе удлинился примерно на километр от планируемого. Обойдя Хицанхох с запада, видим подъемный кулуар к перевалу, с которого собственно и начинается само восхождение на Донченты. Сам подход к перевалу ничем не примечателен, иди да иди. Сыпуха, вверху иногда снег. Выйдя на перевал, видим перед собой во всей красе ледник Донченты и вершину Дончентыхох.
Надеваем кошки и по леднику вверх правее средней линии. В горизонтальной части ледник открытый, с началом подъема под ногами снег, позволяющий спокойно бить ступени и идти. Слева от нас ледник тоже открытый то самого верха и по нему постоянно летят камни, а мы по снежку спокойно доходим почти до верхнего выполаживания ледника, где упираемся в полузасыпанный бергшрунд. Тут уже ставим станцию и пускаем Диму на нижней страховке. Он спокойно переступает берг и выходит наверх, там обеспечивает нам хорошие перила для жумаров. Преодолев это единственное заметное препятствие, выходим на сыпуху и, забирая вправо, поднимаемся на гребень, а по нему и на вершину. А тут красота! Только на запад затянуто облаками, лишь изредка проступают какие то виды. А все ущелье Мидаграбина как на ладони, в его дальнем конце - красавица Джимарай-хох.
В туре находим записку от 25 июля 2012 года. Тогда здесь побывали сразу две группы из Воронежа, тройки и они тут ходили. А мы отдышались, нафоткались и пора вниз. Спускаемся по гребню в сторону, противоположную той, откуда пришли. Почти сразу - небольшое скальное лазанье, а дальше по сыпухе вниз и вниз, к горизонтальной части ледника.
Вторая половина дня, солнышко пригрело хорошо, и по леднику камушки стали свистеть интенсивнее. Ледник буквально пробегаем, держа под присмотром его правую сторону, откуда вся эта радость и летит.
Вышли на осыпь, решили перекусить. Только разложились - в пяти метрах от нас по краю ледника пролетает «подарочек» размером с голову. Нафиг такие обеды! Бегом оттуда сваливаем и уже почти без остановок топаем к палатке. Единственное место, где мы немного задержались - то самое озерцо, возле которого планировали стоять. Место там, конечно , феншуйное! И водичка в озере - чистая и относительно теплая, теплее стекающей с ледника. А до нашей палатки не больше получаса ходьбы. В семь вечера малость уставшие мы добираемся до места ночевки. Погода замечательная. Ужинаем и - спать.
День четвертый.
Утро ясное и прекрасное. В семь (ну как по расписанию) выходим. Сегодня мы топаем по леднику Мидаграбин. Задача минимум - пройти весь ледник и подойти к перевалу Шау. Задача максимум - взойти на перевал и там заночевать, по описаниям там можно поставить палатку на стыке снега и скал.
До подножия Джимарай-хох ледник открытый, без трещин, присыпанный камнями, плавно поднимающийся. Идем без кошек, наслаждаемся солнечной погодой и обалденными видами. Хорошо просматривается наш вчерашний маршрут и вершина Донченты-хох.
В верховьях ледник разделяется на две части - одна уходит вправо к Суатиси, другая влево к Шау.
Нам влево. Здесь ледник становится круче, появляются трещины. Надевам кошки и бодро поднимаемся примерно до середины подъема. Обедаем. Впервые за весь поход мы обедаем вовремя! И даже немного валяемся, примостившись на острых камнях. Погода нас откровенно балует, высота 3800, а тут тепло, солнышко греет, ветра нет.
От места отдыха ледник закрытый, под снегом много трещин. Связываемся и начинаем вилять между трещинами, местами приходится ступать на хрупкие снежные мостики или прыгать.
Останавливаться для привала уже не стали, да и негде было, так и дотопали до конца ледника. Стоим в цирке, с трех сторон скалы, ледник опять стал пологим и практически без трещин. Время только 16 часов, высота 4000, перевал Шау перед нами. И все- таки мы решаем не рисковать и заночевать здесь. Подъем на перевал ледово-осыпной и в это время прогреваемый солнцем, опасаемся камушков. Для установки палатки приходится немного поработать лопатой, вырубить в снегу горизонтальный участок. Пока рабы на плантации занимаются этим тяжелым неблагодарным трудом, я решаю подзарядиться солнечной энергией!
Воды нет, для готовки и просто питья топим снег сразу с расчетом на завтра, заполняем все емкости. Ужинаем, наблюдая гаснущие в лучах заката вершины ГКХ. Отбиваемся рано , еще в сумерках. День хоть и был не очень тяжелым, но ночуем на 4000 и подъем на завтра очень ранний.
День пятый.
Встаем с Димой в 4.00. Только начинаются утренние сумерки, еще видны последние этой ночью звезды. На воздухе мороз. Готовим завтрак, вторая пара начинает собираться. В 6.00 мы уже стоим под рюкзаками в кошках и в связке. Подходим к перевальному взлету, перед ним бергшрунд. Находим наиболее засыпанный участок и переходим. Дальше лед, местами присыпанный камнями. Развязываемся и на три такта начинаем подъем. Не набрав и пятидесяти метров, попадаем под обстрел - сверху летит какая-то каменная шрапнель! Уворачиваются не все, но заметных травм нет. Продолжаем движение, увеличив темп и пытаясь спрятаться под ближайшими скалками слева. Дойдя до скал, присаживаемся отдышаться, снимаем кошки. Дальнейшее движение по разрушенным скалам и сыпухе, кое-где под сыпухой чувствуется лед, но кошки тут бесполезны. В 7.30 мы на перевале Шау, 2Б*, 4200!
Перед нами обалденная панорама: Казбек, Маили, Колка. И как хорошо, что мы не припёрлись сюда вчера вечером - палатку здесь приткунть негде совсем, снега мало. Снимаем записку группы из Калуги&Москвы от 19 сентября 2013 года. Съедаем перевальную шоколадку, но забываем сфоткаться на перевале! Хорошо, что нам отчет в МКК не сдавать. Задерживаться тут не стали, в начале девятого начинаем спуск. А спуск в эту сторону по всем описаниям веселый. Надеваем кошки.
Сразу организуем станцию и кидаем первую веревку дюльфера, я беру закладки-френды и спускаюсь. Под ногами то снег, то скалы, то лед. Скал больше. В левом борте спускового, очень узкого кулуара нахожу полочку и останавливаюсь. Нормальную станцию организовать не удается, я цепляюсь одной закладкой. Следующий участник приносит крючья и молоток - теперь у нас нормальная станция. Спускаются остальные участники, но полочка узкая, и я перебираюсь на другой борт кулуара, стою на сыпухе между разрушенными скалами.
Процесс спуска идет слишком медленно и тут первая подстава - не можем сдернуть веревку, заклинило. Я снимаю рюкзак и свободным лазаньем поднимаюсь на перевал, освобождаю веревку, так же спускаюсь обратно. Как же я «люблю» лазить по скалам в кошках! Присаживаюсь рядом со своим рюкзаком, пока Сергей пробрасывает следующую веревку и спускается. На этот раз я иду последним, вот и жду. И тут вторая подстава. Откуда-то сбоку, прыгая по скалам, летит несколько булыжников приличного размера, летит в то место, где стоят Дима с Настей и они этого не видят. Я ору благим матом, они вжимаются в скалу, и я вижу, как каменюка размером с полголовы летит прямо в Настю. Вот тут я и ощутил, что значит «у меня все опустилось». Видеть, как камень направляется в голову твоему товарищу, и не иметь возможности, что-либо сделать - никому не пожелаю таких острых ощущений. А камень, приземлившись на Настю, там и остался лежать. И Настя осталась целой и почти невредимой - удар пришелся в клапан рюкзака, только слегка задев плечо. Мы отделались синяком у Насти и стрессом у меня. Да Дима впечатлился, когда снимал этот подарочек с Настиного рюкзака. Шау опять подтверждает свою камнеопасную славу.
Дальнейший спуск был долгим, муторным и утомительным. Мы еще трижды кидали дюльфер, шли ногами по узкому, не больше 2м, кулуару и только к 16 часам вышли из него на открытый снежник. В середине дня испортилась погода, пошел снег, дождь, сыпала крупа. Где-то справа постоянно что-то сыпалось и грохотало. Выйдя и кулуара на простор, мы наконец-то присели отдохнуть, второй раз с начала спуска. Сняли кошки, системы. Дальше простой спуск по снегу. И тут третья подстава - в процессе упаковки рюкзака Дима делает неловкое движение, и его рюкзак улетает вниз по склону, разбрасывая по пути свое содержимое. Ну вот мало у нас сегодня было приключений! А тут еще и туман наползает, видимость ухудшается. Пока Дима спускается и собирает свою поклажу, мы берем то, что он не потерял в руки и начинаем спуск по снегу. Первые метров сто приходиться идти на три такта - крутовато и снег плотный. Потом начинаем глиссировать. Все уже очень уставшие, у меня заболело колено. Только к 19 часам мы доходим до относительно горизонтального участка морены, но палатку поставить негде - жуткое нагромождение камней. Высота 3200. Но и дальше идти нет ни сил, ни возможности - видимость не больше 30м. Тратим около получаса на поиски места под палатку и воды. Труды даром не пропали - нашли слабо наклоненный участок снега и неподалеку ручеек. Ура! Можно падать. Как нам хватило сил установить лагерь и что-то поужинать - ума не приложу.
День шестой.
Спали, пока могли, проснулись только в восьмом часу. Облака немного растянуло и стали видны окрестности. Упоминавшийся ранее грохот справа не стихал всю ночь и, проснувшись, мы его продолжали слышать, но теперь смогли увидеть его причину. С остатков ледника Колка, с Джимарай-хох, со склонов ГКХ практически непрерывно летят камни, от щебенки до монстров размером с грузовик. Грохот редко прерывается больше чем на пять минут. Вот под эту музыку мы завтракаем и собираем лагерь. Горы вокруг нас присыпаны свежим снегом, нижняя граница примерно на трёх с половиной километрах.
Собравшись, выходим на длинную морену, тянущуюся вдоль реки Колка практически до ледника Маили. По гребню морены идет тропа и мы бодро топаем вниз.
По плану мы должны были ночевать как раз перед Маили на бывшей поляне Шелестенко. Теперь мы отстаем от графика на несколько часов. Погода неустойчивая, тучи то наползут, то разойдутся, срывается дождь. На поляне Шелестенко делаем привал. Пока фоткались на фоне живописного ледопада Маили и пытались поймать связь с целью узнать прогноз погоды, дождь полил по настоящему. Тут я окончательно понял, что Казбек нам не светит, во всяком случае в те, сроки, которыми мы ограничены. Верховья в свежем снегу, мы отстаем на полдня, погода не благоволит, и я принимаю решение спускаться.
По крутому склону морены спускаемся на ледник Маили, надеваем кошки. Дождь продолжает лить. По центру ледника течет бурный ледниковый поток, и мы тратим еще с полчаса на поиски места, где можно через него перебраться. Не находим, но встречаем группу, которая нам объясняет, что с 2012 года, когда мы тут были все сильно поменялось и переправляться через эту реку нам не надо. Вместе с ними идем по леднику вниз, спускаемся с языка, подходим к мосту через Колку.
Три года назад здесь был просто стальной трос, по которому и переправлялись, как по навесной. Теперь же вполне приличный мостик, немного скользкий, но вполне ходимый ногами. Еще 20 минут - и мы у Верхнекармадонских горячих источников.
Дождь перестал, появился обзор ущелья. Наверху облака носятся с бешенной скоростью, похоже там дует! Время 16 часов. Находим место, ставим палатку. Народу много, и туристы и охотники. Пообедав, идем греться в горячую ванну. Ляпота! Особенно учитывая, что дождь пошел опять.До конца дня отдыхаем. Вечером, после ужина идем греться еще раз, после чего отбиваемся.
День седьмой.
Выспавшись по полной, неспеша собираемся, окунаемся напоследок в ванну и выходим вниз.
С одним привалом доходим до погранпоста, неподалеку от которого снимаем рюкзаки. Отсюда мы с Димой идем в поселок за машиной. Прогулка занимает около двух часов. Грузимся и едем. По дороге отмечаемся на заставе, заезжаем в магазин и даже останавливаемся пообедать на берегу Фиагдона. Путешествие закончено. Еще десять часов в машине - и мы дома.
Результатом наших похождений получился такой трек:
Параметры трека: длина - 70330м, суммарный набор-сброс высоты - 4550м.
Ждем следующих приключений!
Использованы фотографии мои, а так же
http://phe-liks.livejournal.com/