Мемориальная доска С. И. Шило

Sep 15, 2018 00:59

или как мы делали доску первому мэру Таганрога

Я не был лично знаком с Сергеем Ивановичем Шило. Но так случилось, что в 1996 году, я, как дизайнер, делал всю его предвыборную компанию. И, как известно, мы победили!



Конечно, изначально, хотели приурочить открытие доски к 70-летнему юбилею С. И. Шило, но первые средства (и то не все), поступили только в конце апреля этого года.



Инициатором проекта и главным спонсором выступило АО «Таганрогский НИИ связи», а духовным вдохновителем стал Вершинин Геннадий Фёдорович - председатель совета ветеранов НИИ и активный участник увековечивания памяти граждан, оставивших значимый след в истории нашего города.



Решение Городской Думы появилось в конце октября, за четыре дня до дня памяти С. И. Шило.



Реализовать проект было непросто, так как, порой, ставились взаимоисключающие задачи. Зато эта работа позволила познакомиться с семьёй Сергея Ивановича: с Алиной Сергеевной, Сергей Сергеевичем и, конечно, с Ниной Васильевной Шило.

Творческий замысел и умысел, а также эскизное начало этой истории я описывал здесь.

Очень не хотелось использовать в работе графические банальности в виде герба, флага, других символов власти. Также была поставлена задача избежать в изготовлении применения «кладбищенских» технологий.

Кроме всего прочего, работа должна была быть современной и соответствовать времени её создания.

 

Так появилась форма ломаного четырёхугольника и композиция портрета мэра на фоне контура города, отражающегося в заливе, с узнаваемыми городскими достопримечательностями.

Портрет намеренно был высветлен, не только для дополнительного контраста, но и для визуализации понятия «светлый образ» и «светлая память».



Дом, где жил и погиб первый мэр Таганрога, конечно должен был быть отмечен знаком. 

Стояла задача найти место, и вписать знак в экстерьер дома значительно и в тоже время деликатно. Но структура дома странной фактуры, обвешанного коммуникациями, яростно сопротивлялась этой задаче.



Расмотрев всевозможные варианты, остановились на месте, у которого есть сразу две видовые точки: одна - с прилегающего переулка Гарибальди...



Другая - с дворового проезда. Ни одно другое место на этом доме не обладало подобными достоинствами.



Подъезд, где жил С. И. Шило.



Выбрав месторасположение, оставалось только смириться с архитектурной данностью и начать работать с тем пространством, что мы имеем.

Конечно, очень смущал неудачно установленный кондиционер.



Оставить его открытым было бы слишком вульгарно. Задекорировать под цвет стены - не уверен. Если не получается спрятать, делаем на контрасте: закрываем корзиной и рифмуем цветом с доской.

Первый размерный эскиз был сделан по фотоснимку. Когда же вырезали шаблон и примерили его к стене, то убедились - размер мал. Сработал масштабный эффект - на улице все вещи «мельчают».



Поэтому размер пришлось увеличить от заявленных 1360 мм до почти полутора метров. С рамкой он составил 1525 мм на 550 мм.


 Доказывать, что доска должна быть соразмерна пространству, в которое её инсталлируют, думаю, не стоит.

Был сделан новый шаблон.



По проекту материал рамки доски - стальная полоса 8х50. Найти ничего подобного не смогли. По счастливому совпадению, позвонили знакомые металлисты с просьбой сделать работу, поставил условие: найдут полосу - сделаю работу. ;-) Звонят - нашли полосу 10х60. Больше не меньше - берём, если порежут и отвезут её в цех по изготовлению.



Для нанесения рисунка выбрали технологию горячей деколи - печать по керамограниту, стеклу, камню. Печать такая же стойкая, как и её основание.





Предварительно сделали цветопробу.



Основной размер керамогранитной плиты 600х600, поэтому, получив проверенный текст от корректора, перекомпоновали рисунок с учётом его тройной сегментации. Диагоналями, с наименьшими повреждениями для рисунка, разбили полотно на три мозаичных фрагмента.





Но технология такова, что рисунок на плиту наносится дважды, чтобы добиться нужной цветовой плотности, в силу полупрозрачности деколи. А на трёх частях - это шесть нанесённых фрагментов. Исполнитель сразу предупредил, что соотнести все части «точка в точку» будет практически невозможно. Слой деколи тянется, как студенистая плёнка, и привести его точно к буквам и рисунку несколько раз - задача почти нереальная. Но есть выход, можно снизить число стыков, если мы найдём плиту размером 1200х600. Правда, скорее всего плита нестандартного размера будет только под заказ. И тогда, возникает ещё одна проблема: у нас нет муфельной печи под размер подобной плиты.

Плиты заказали в Ростове, там же их и порезали гидроабразивной резкой по контуру доски. Порезали, на всякий случай, в нескольких экземплярах.



Сделали всё как надо, утром открыли печь, а плита лопнула.



В двух словах: сама уникальная технология горячей деколи по камню - это довольно сложный и трудоёмкий процесс. Принцип горячего деколирования заключается в следующем: изображение наносится надглазурными красками на специальную декольную бумагу с помощью специального, достаточно дорогого керамического принтера. Затем деколь наклеивается на изделие и обжигается при температуре 800*С.

Возник ещё один вопрос, что стало с нашим замечательный фоном под камень.



На нём появились какие-то разводы. Выяснили, что это не разводы, а муар - издержки технологии. Сдвижка каждого растрового слоя даёт муар.

 Ну, что делать, принимаем муар за шарм и делаем его отличительной чертой нашей доски.



Параллельно, в цехе компании «Ковка Юг» были изготовлены декоративная корзина для кондиционера и рама-основание.









Все детали прогрунтованы и окрашены кузнечной краской с добавлением слюды, цвет графит.



Когда, наконец, фрагменты доски были готовы...



...на участке памятников их намертво склеили с плитой основания и бережно, на лентах, опустили в раму.





Зафиксировали через монтажные отверстия...



...и покрасили загрунтованную заднюю стенку.



Почти незаметно была проделана огромная и кропотливая работа по приведению в порядок дома. Без этой работы всё выглядело бы очень печально и совсем не так как на открытии.



Очистили стену: восстановили от граффити и лиловой краски каждый кирпич на стенах двух домов. Очистили и вымыли здание - от цоколя до третьего этажа. Сняли паутину и покрасили газовую трубу.



Как известно, хуже граффити, бывает только закрашенное граффити.



Наклеенные объявления, замазанное граффити, и «аккуратный» набрызг цоколя не добавляли нашей стене шарма.







Ниже снимки по принципу «было-стало».



Подровняли мы и «аккуратный» цоколь.



Стена противоположного дома.



Покрасили газовую трубу.









Накануне открытия пришли люди, покосили траву вокруг домов.







В заключение, хочется сказать, что любая работа в нынешних условиях - это результат множества компромиссов, это череда нереализованных до конца возможностей, которые реальность жёстко корректирует в силу технических и финансовых ограничений. Но мы постарались выжать максимум из тех, по сути, ничтожных ресурсов, которыми располагали. И мы снова победили!





На открытии, сквозняк между домами, то и дело задирал покрывало и, наконец, зацепил ленточку за угол доски. Но, как говорится, накладка прошла гладко. Покрывало благополучно сдёрнули, доску открыли и теперь, надеюсь, этот дом, улица и наш город отмечен ещё одним артефактом человеческой памяти.





image Click to view







Р. S.

Наша благодарность

Хотелось бы поблагодарить предприятия участвовавшие в этой работе:

АО «Таганрогский НИИ связи», в лице Марченко Игоря Александровича - за проявленную инициативу и финансирование проекта;
Компанию «ЕМС» (ЕвроМетСтрой), в лице Привалова Евгения Евгеньевича - за предоставленные конструкционные материалы;

 


ООО «ИмпЭл» - за предоставление спецтехники;


Мастерскую памятников Мельниченко Сергея Валентиновича;


Компанию «АртДекор»;

 


ООО «Аллюр», в лице Головина Алексея Николаевича - за посильный спонсорский вклад;



И особая благодарность компании «Ковка Юг», в лице Гаркуши Александра Викторовича, выполнившей, отменно и безвозмездно, всю работу по изготовлению металлических конструкций.

_____________________________________________________

О других наших работах можно прочесть ниже:

Мемориальная доска семейству Парнах

 

 


Памятная доска В. Я. Дворковичу
Большая мемориальной доска для театра им. А. Чехова
Блестящая вывеска для театра
Монумент воинам интернационалистам г. Сальск
Барельефы для стелы Славы в Таганроге

Шило, Творчество, Таганрог

Previous post Next post
Up