И.С.Глазунов. Фёдор Михайлович Достоевский. Белая ночь
13 ноября 2016г. в зале Первой мировой войны Музея - мемориала В.И.Ленина состоялось
очередное совместное заседание Молодежного литературного салона «СимбирЛит» и Кино-литературного клуба «Связь времен», посвящённое 195-летию со дня рождения русского писателя и члена-корреспондента Петербургской АН (1877)
Федора Михайловича Достоевского (11 ноября 1821 г.- 9 февраля 1881 г.).
Участники заседания посмотрели и обсудили фильм, снятый по одноименному рассказу Ф.М. Достоевского “Скверный анекдот”.
В киноклубе "Связь времен" заведен такой порядок: выступающий в начале заседания рассказывает важные и интересные факты из жизни самого писателя и описывает тот исторический период, когда были написаны его произведения. После фильма участники делятся своими впечатлениями и обсуждают наиболее волнующие их вопросы по творчеству писателя.
В этот раз на киноклубе мы обсуждали Федора Михайловича Достоевского. Впечатления об этом авторе порой весьма противоречивые. За границей, где Достоевского также, как и в России, считают гениальным писателем, обходят стороной его идеи. Между тем, отдельные его представления помогли оформиться некоторым идеям Ницше. И если герой Достоевского раскаивается и считает, что его попутал бес. То Ницше эту бесовскую идею оформляет в идею "сверхчеловека", которая легла в основу фашизма.
Достоевский во многом пророк, он описывает постжизнь, то, что ожидает человечество, если оно погрязнет в своих грехах. Выход он видит в обращении к духу. Для него приход к пониманию себя, к становлению себя, как личности, лежит через страдание.
Вот, что пишет Стефан Цвейг сравнивая Шекспира и Достоевского:
"Хотя Достоевский знает человека глубже, чем кто-либо знал до него, все же Шекспир превосходит его как знаток человечества. Он познал неоднородность бытия, обыденное и безразличное поставил рядом с грандиозным, тогда как Достоевский каждого единичного человека возносит в беспредельность. Шекспир познал мир во плоти, Достоевский в духе. Его мир, быть может, совершеннейшая галлюцинация мира, глубокий и пророческий сон о душе, сон, превосходящий действительность, - это реализм, который, выходя из своих пределов, подымается до фантастического. Достоевский - сверхреалист, переходящий все границы: он не изобразил действительность, он ее возвысил над собой."
А вот, что пишет сам писатель. Из письма Достоевского к В. А. Алексееву, 7 июня 1876, Петербург:
"Нынешний социализм в Европе, да и у нас, везде устраняет Христа и хлопочет прежде всего о хлебе, призывает науку и утверждает, что причиною всех бедствий человеческих, одно - нищета, борьба за существование, «среда заела».
На это Христос отвечал: «Не одним хлебом бывает жив человек», - то есть сказал аксиому и о духовном происхождении человека. Дьяволова идея могла подходить только к человеку-скоту. Христос же знал, что одним хлебом не оживишь человека. Если при том не будет жизни духовной, идеала Красоты, то затоскует человек, умрёт, с ума сойдёт, убьёт себя или пустится в языческие фантазии. А так как Христос в Себе и в Слове Своём нёс идеал Красоты, то и решил: лучше вселить в души идеал Красоты; имея его в душе все станут один другому братьями и тогда, конечно, работая друг на друга, будут и богаты. Тогда, как дай им хлеб, и они от скуки станут, пожалуй, врагами друг другу.
Но если дать и Красоту, и Хлеб вместе? Тогда будет отнят у человека труд, личность, самопожертвование своим добром ради ближнего, одним словом, отнята вся жизнь, идеал жизни."
Та же мысль пронизывает и эти строки, где Достоевский говорит нам, кто такие "лучшие люди":
«В сущности, эти "лучшие люди" ясны и видны с первого взгляда: "лучший человек" по представлению народному - это тот, который не преклонился перед материальным соблазном, тот, который ищет неустанно работы на дело Божие, любит правду и, когда надо, встает служить ей, бросая дом и семью и жертвуя жизнию».
Из "Дневника писателя"