![](http://pics.livejournal.com/vergili/pic/0008wge0/s320x240)
«Дело Парадайна»/ «The Paradine Case» (1947) Альфреда Хичкока
80 минут безнадежной тоски + бонусы. Бонусов три. Первый - осмотр адвокатом Энтони Кином (Грегори Пек) дома Парадайнов, где был найден мертвым хозяин, слепой старик. Сцена, когда Пек находится в спальной жены хозяина, Мэдэлин, незабываема. В спинку кровати вставлен ее портрет (Алида Валли), притягивающий к себе холодной красотой изображенной на нем женщины как магнитом. На что бы в комнате не натыкался взгляд Пека - он все равно соскальзывает в ее глаза. Портрет манит. Как будто следит за наблюдающим, заставляя вспомнить гоголевскую одноименную повесть. Уже в этот момент понятна роль Валли по фильму. Роль пойманной и почти обезвреженной femme fatale. Паука, у которого смахнули паутину и отобрали жертв. Валли вроде стреноженной лошади. Кобры, ядовитой лишь наполовину.
Бонус второй: сцены допроса в суде. Они великолепны. Тем более, что в детстве очень любил всю эту адвокатскую серию Гарднера с Перри Мейсоном. Формат детектива вида словесной перепалки и судебных баталий интересен уже своими ограничениями, которые накладываются на сам жанр детектива. Немудрено потому, что саспенс здесь перекинут в диалоги. Но даже допросы, обвинения и столкновения линии защиты с отказом от нее подзащитной - ничто в сравнении с самой Валли, этим бонусом №3. Она, не произнося ни слова, по существу является главной героиней как процесса, так и фильма в целом. Ей, возможно, даже и не надо было играть. Само построение детектива сделало из нее центрального персонажа, на которого направлены не только взгляды присутствующих на процессе, но и самих зрителей. Из Валли Хичкок вылепил почти эталонную роковую женщину. То, что она заперта в клетке, делает ее еще более опасной, как загнанного в угол хищного зверя. Обезоруженного не только, и не столько судом людей, сколько собственной же влюбленностью. Если вытаскивать на свет божий аллюзии, то вот, наверное, героиня Казарес из "
Орфея" Жана Кокто, влюбленная мадам Смерть, похожа на Мэдэлин. Та же холодно-мрачноватая красота, взгляд, не сулящий ничего хорошего никому вообще, изумительная неподвижность фигуры, словно вылитой из бронзы или вырубленной из мрамора. Вроде надгробной плиты.
![](http://pics.livejournal.com/vergili/pic/0008t3yf/s320x240)
Когда Хичкок связывает сцену с портретом (из бонуса первого) со сценой (из бонуса второго), когда беднягу Латура выводят из зала суда, и он не может оторвать взгляда от ненавистной, казалось бы, ему женщины, то и дело, оборачиваясь на неподвижную и бесстрастную фигуру подсудимой, он окончательно ставит точку. Точка - это Мэдэлин Парадайн. Черная дыра, сила гравитации которой искривляет пространство чужих судеб. Ее аура оказывает негативное влияние на жизни других даже из тюремной камеры. Могущество идеальной фам фаталь не в преступных поступках или даже помыслах, а в самом факте ее существовании. Этакое зло в чистом виде. В отличии, кстати, от Смерти из "Орфея". Ее притяжение не имеет предела. Ее совершенство безгранично. Собственно, благодаря героине Валли этот фильм для меня, можно сказать, и состоялся.