Если Верхний Ларс закрыт. (Бачково, Болгария)

Jan 13, 2024 05:01


Как попасть в грузинский монастырь, если Верхний Ларс вдруг закроется? Какие ещё есть пути?

I. Вступление



В Болгарии, в селе Бачково, возле Асеновграда, что недалеко от Пловдива, есть монастырь, в котором до турецкого нашествия жили только грузинские монахи. Я не мог пропустить такую интересную достопримечательность.

Я приехал в Бачково к парковке возле монастыря. Это очень туристическое место, здесь продают сувениры, и открыты небольшие рестораны и кафе.

Таксист, привёзший меня из Пловдива, предложил мне взаимовыгодные условия: он же отвозит меня обратно через час, а за простой не берёт денег. Он убедил меня, что часа более чем достаточно на осмотр монастыря.



Базар

Монастырь находится на холме, куда ведёт пешеходная дорожка.

Монастырь был основан грузинским полководцем Григорием Пакурианом. В Византии он дослужился до главнокомандующего, получил титул севаста и земли в Болгарии. Здесь в 1083 году он основал монастырь специально для грузинских монахов, и сам написал на грузинском языке его устав.

Долгое время монастырь был центром петрицонской книжной школы, здесь работали грузинские философы, переводчики и переписчики книг. Так продолжалось до турецкого завоевания в конце 14 века. После него монастырь запустел, пока в конце 16 века монахи не получили разрешение от турецких властей восстановить его. К концу 17 века в монастыре грузин не осталось, а греки соперничали с болгарами. В конце 19 века, после обретения Болгарией независимости, монастырь перешел в ведение Болгарского экзархата.



дорога к монастырю

На вершине холма, напротив монастыря, расположено три часовни. К первой ведут черные ворота слева, а сама она на фотографию не попала. Это костница, самое древнее сохранившееся строение монастыря.

Справа - часовня Феодоров: Тирона и Стратилата, построена в 1862 году.



Параклис "Свети Тодор"

В центре вдалеке - часовня святых апостолов, восстановлена в 1974 году.



Параклис „Св.Апостоли”

А вот вход в монастырь.



Главната порта

Как написано над входом, сейчас это ставропигиальный монастырь, т.е. подчиняется напрямую Святейшему синоду.



вход

Тут же висит икона Мефодия и Кирилла с азбукой в руках.



Св.св.Кирил и Методий

II. Северный двор



Монастырь разделён на два двора: северный и южный. Первый - более древний, корпуса здесь были построены в 17 и в 20-х веках, но сохраняют единство стиля.



Северен двор

Возле входа в монастырь находится магазин с сувенирами.



Църковен магазин

Первый этаж монастыря занят служебными помещениями.



комната

Южная стена украшена фресками. Вот такой Самсон нарисован над входом в одно из помещений.



Самсон со львом

Мне понравилась фреска с оленями на водопое.



ринокеро

Самая большая фреска - изображение монастыря. Она нарисована Алексием Атанасовым в середине 19 века.



Панорамен стенопис

В этом же дворе растёт хурма. Монахи добавляют её в ракию собственного производства.



Райска ябълка

III. Церковь Успения и св. Архангелов



В центре северного двора стоит большая церковь. Она сдвоенная: к большому летнему храму Успения примыкает зимняя церковь св. Архангелов. Церковь св. Архангелов сохранилась ещё со времени основания монастыря, а соборную церковь Успения пристроили к ней в 1604 году.



Съборният манастирски храм „Успение на Пресвета Богородица”

Церковь св. Архангелов двухэтажная. Служат на втором этаже, я туда не попал.



Църква „Св. Архангели”

А первый этаж - цокольный - полностью расписан фресками Захария Зографа в 1841 году. Об этом художнике я уже упоминал в рассказе про Пловдив.



подсвечник

Вот Константин и Елена с крестом.



Константин и Елена

Вот притча о разумных и неразумных девах.



притчи

В арках изображены святые. Вот св. Феодор Тирон и св. Евстафий. Про Евстафия у меня было целое житие в картинках.



св. Феодор и Евстафий

Перед входом в храм - с левой стороны изображен первомученик Стефан...



архидиакон Стефан

... а с правой - апостол Пётр с ключами.



апостол Пётр

В притворе церкви сохранились фрески 1643 года.



нартекс

Особенно красивы фрески под куполом.



купол

Деревянный позолоченный иконостас 17 века, с иконами 17-18 веков.



собор внутри

Центр иконостаса поближе.



алтарь

Над царскими вратами - тайная вечеря.



Тайная вечеря

Фрески в основной части храма выполнил Моско Велев в 1850 году.



фрески

На стенах изображены святые.



купель

А на арках - сцены из жизни Иисуса Христа.



потолок

Одна из сцен - свадьба в Кане Галилейской.



чудо в Кане

На этой фреске Иисус говорит, что не хлебом единым будет жив человек.



первое искушение Христа

IV. Южный двор



В 19 веке чтобы справиться с наплывом паломников был построен южный двор монастыря.



Южен двор

Здесь находится музей. Он был целый час закрыт на 10 минут, но мне он был очень нужен, чтобы купить билет в трапезную.



музей

В центре южного двора стоит фонтан.



фонтан

Фонтан украшен фигурками. Вот, например, голубь.



фрагмент фонтана

Кстати, рядом есть и настоящие голуби.



голубятня

Над одной из дверей - икона молящейся Богородицы .



Оранта

V. Храм св. Николая



В южном дворе расположен храм св. Николая. Он был построен в 1837 году, а расписал его в 1840 году Захарий Зограф.



Църква „Св. Никола“



На передней стене пронартекса изображен страшный суд. В левом верхнем углу, вместе с настоятелем Матеем и проигуменом Ананией, Захарий Зограф нарисовал свой автопортрет. А среди грешников изобразил пловдивских богачей и их жён.



Страшный суд

Судящий Иисус изображен на куполе, окруженный апостолами.



купол

Цикл фресок над арками иллюстрирует начало книги Бытия. Начинается с сотворения Адама.



Сотворение Адама

Вот сотворение Евы из ребра спящего Адама.



Сотворение Евы

Ева стоит перед деревом и думает, скушать ли ей плод или нет.



Грехопадение

Скушала и поделилась с Адамом. Их за это изгоняют из рая.



Изгнание из рая

Так они оказались на земле.



ещё Адам и Ева

Им пришлось работать. Здесь изображена отсылка к средневековой английской пословице: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто из них был дворянином?».



Адам и Ева работают

Их дети, Каин и Авель приносят жертвы. Жертва Авеля была угодна Богу, а Каина - нет, потому что веганская.



Каин и Авель

Так Каин убил Авеля. Никогда мы не будем братьями...



Каин убивает Авеля

Открыт был только пронартекс, а внутрь я не попал. Но через щёлочку я сделал несколько фотографий в разные стороны. Объединил их в коллаж, который, несмотря на неровные края, даёт представление от том, как красиво внутри.



вид внутри

VI. Трапезная



Самые интересные фрески сохранились в старой трапезной. На двери было написано, что нужно обратиться к смотрителю музея, который когда я туда приехал куда-то отошел. Поскольку времени у меня оставалось немного, я обратился к первому встречному монаху, который помог мне найти ключника, который открыл мне вот эту дверь.



вход

Старая трапезная была построена в 1623 году. В центре расположен мраморный стол, ещё более древний - 1601 года.



Старата трапезария

Вся трапезная украшена фресками 1643 года. Удивительно, но среди них нет ни Тайной вечери, ни свадьбы в Кане.



стены

На задней стене изображён страшный суд.



Страшный суд

В отличие от церкви в Солето, я не смог опознать никого из грешников.



грешники

На потолке изображено родословие Иисуса Христа - древо Иессея.



древо Иессеево

Помимо прародителей Христа, на потолке изображены древнегреческие философы (на фото в правом нижнем углу).



ещё древо Иессеево

Под потолком изображены сцены из истории церкви - семь вселенских соборов.



Вселенские соборы

А также сцены из жизни Богородицы.



Богородица

Возле стены стоит портрет ктиторов.



Геогрий и Константин

Как видите, в течение часа я осмотрел весь монастырь, за исключением костницы. Тогда я не знал, что костница находится за пределами монастыря и что для её посещения тоже нужно отдельно обращаться в музей.

В следующем выпуске вас ждёт рассказ про Велико Търново, столицу Болгарской Империи. Ставьте класс и подписывайтесь на канал. 

Апокалипсис, Болгария, Путешествие, Фрески, Храмы, Бачково, Монастырь

Previous post Next post
Up