В многочисленных интервью Михалков подтвердил тот факт, что «Двенадцать» - это римейк классического старого фильма «12 Разгневанных мужчин» (12 Angry Men), снятого режиссером Сидни Люметом в 1957 году, который на сегодняшний день находится на 13-м месте списка
Top250 фильмов всех времен и народов IMDB. Люмету удалось сделать действительно шикарное кино, наполненное кучей маленьких психологических баталий, когда 8-й присяжный (его играет Генри Фонда), используя различные доводы, приемы и сомнения, по одному перетягивает присяжных на свою сторону и в итоге меняет весь ход обсуждения.
Взяв кучу «фишек» из шедевра американского режиссера (как бы не противились ярые сторонники картины, заимствований действительно очень много, даже в мелочах), Михалков решил взрастить идею на российской ниве и замахнуться на Вильяма нашего Шекспира обыгрывание общечеловеческих принципов нашей жизни. Увы, не получилось, причем совсем не получилось.
Несмотря на то, что я считаю Михалкова талантливым режиссером и актером, и благодарен ему за горячо любимый мною «Свой среди чужих…» с Александром Кайдановским, не могу не отметить излишний пафос и ярко-политическую агитационную окраску последних ролей и фильмов.
Михалков набирает первоклассных актеров, использует отличные операторские решения, но ощущение от сценария и от просмотра остаются все равно смазанные. Такая же ситуация, на мой взгляд, наблюдается и с «Двенадцать». Блестящий набор актеров - Петренко, Гармаш, Гафт (потрясающий рассказ Гафта, играющего пожилого еврея, о любви отца к литовке, просто блеск!), Адабашьян. Однакож, если не рассматривать диалоги отдельно от сюжета, то не покидает ощущение банального «не верю». Именно из-за того, что Михалков наполнил атмосферу сцен той излишней пафосностью из серии «А сейчас, детишки, смотрите, как не надо жить». Кстати, Люмет также использовал идею «несправедливостей», но сделал он это на порядок профессиональнее, изящно обыграв и встроив в обсуждение тему трущобных «меньшинств». У Михалкова это выглядит просто топорно и неискренне. В итоге получилось совсем неприятное - не вытянув, он просто смял весь настрой фильма и более того, «убил» всю его концовку откровенно неудачными фразами «про бывшего офицера…» и сюжетными поворотами. Что вдвойне жаль.
Резюме: Фильм советую посмотреть, хотя бы из-за потрясающей игры актеров, таких как Гафт и Гармаш. Ну и чтобы совсем не портить себе впечатление, выкинуть из просмотра последние 13 минут картины.