В общем, совершенно случайно на ю-тубе нашла эту талантливую гармонистку, играющую на осетинской гармонике. Роликов и вообще музыкальных вещей с её участием в Интернете полно, а вот информация о самой гармонистке, Ларисе Садикоевой, фактически отсутствует. На форумах говорят, что она - осетинка (хотя по внешности я бы не сказала), родилась во Владикавказе. Местное ТВ её пока что как-то ещё не заметило (или я смотрю не все передачи по зомби-ящику).
Просто очень красивая музыка, очень красивый клип - посмотрите.
Возможно, это в Нальчике (таких концертных залов у нас нет и аудитория в зале совсем другая).
Click to view
Из комментов к ролику даю расшифровку: это поппури на тему народных осетинских песен, первая мелодия - народная? «Ноггуырды цагъд» (наигрыш в честь новорожденного), потом народная лирическая песня «Цы сусæг кæнон» («Чего мне скрывать»), потом народный танцевальный наигрыш «Тымбыл кафт»/«Рог кафт» (лезгинка).
Дальше комментарии уже от меня. В первую очередь для друзей, которые никогда не слышали осетинской речи и не могут отличить осетина от представителей какой-либо другой кавказской народности.
Во-вторых, я когда-то чуть-чуть занималась рок-критикой, притом, больше в личной переписке со своей подругой, а не как публикующийся журналист…
Так вот, во мне проснулся критик, который до этого спал вечным сном.
Но по-порядку.
Сперва для друзей: солисты, похоже, или кабардинцы или балкарцы, ЕСЛИ ХОТИТЕ ПОСЛУШАТЬ ОСЕТИНСКУЮ ПЕСНЮ ИМЕННО НА ОСЕТИНСКОМ ЯЗЫКЕ, то на осетинском языке эта лирическая песня звучит только в первой половине клипа, дальше её исполняют на каком-то другом языке (может, кабардинском или балкарском). Дальше, осетинские юноши у нас никогда бород не носят. Вообще, про бороды я в другой раз, хорошо? Девушка-солистка (та, что поёт) одета не в осетинское платье. Те, что танцуют, в общем-то соответствуют. Маленький джигит - не соответствует, он руки держит не так, движения не те…
Но всё это - мелочи.
Вот только сейчас начнётся суровая критика.
Я прослушала этот клип один раз. Прослушала второй. Что-то не то. Всё хорошо, всё правильно, но вот не ложится на душу, не вызывает в душе того светлого чувства, которое всегда бывает, когда смотришь осетинские танцы или слушаешь осетинских исполнителей.
Наконец, поняла, что здесь НЕ ТАК.
Руки солистов. У солиста в правой руке микрофон, левая слегка поджата большим пальцем вовнутрь. У солистки левая рука вообще висит плетью как парализованная. Когда осетины поют, они настолько раскрываются в своих песнях и настолько открыты слушателям, что это проявляется даже в жестикуляциях открытых и протянутых навстречу рук, в руке, прижатой к сердцу, в ладонях, открытых миру. Это, ИМХО, очень грубая ошибка хореографа (постановщика?), который делал этот номер.
А так - попытки сближения разных народов, проявляющиеся в таких музыкальных номерах, несомненно, радуют.