Давно меня так книги не цепляли, но, видимо, эта вовремя пришлась.
Недавно читала главу про работу левого и правого полушария мозга. И насколько я поняла, если про левое полушарие и его работу еще хоть что-то известно-изучено, то пр работу парвого полушария в книге смешная фраза - вербально работу правого полушария не описать. Это не прямая цитата, но что-то подобное там звучит. Правое полушарие мыслит образами, видит общую картину, работает подобно цунами - волнообразно. Это то, что я смогла понять про его работу. Про левое говорится, что оно отвечает за речь, письмо, математику, процессы анализа и синтеза, в общем, всю логику. Одновременно упоминается, что как левое, так и правое полушария могут частично заменять друг друга:)))) в общем понятно, что ничего не понятно)
В книжке много любопытных цитат на полях, относящихся к монографиям американских и европейских ученых и исследователей, так что даже почитать их захотелось. Сперри надо точно найти.
Но главное не это. Бетти Эдвардс предлагает вспомнить, что мы ощущаем в ситуации творчества, чтобы лучше понять, как работает правое полушарие мозга и как сознательно можно научиться переключаться с доминирующей левой половины к правой, которая отвечает за творчество и рисование в том числе.
Что вспомнилось мне: сначала пришло в голову, как мы с сетрой рисовали у нее дома на стене городок. У них на кухне тогда лежал большой шарико-пупырчатый целлофан, так вот, углубившись в разрисовку я стала как-то нервничать, хотя не могла себе объяснить почему. Физиологически - участилось сердцебиение, я стала бегать туда-сюда, ходить по этому целлофану и щелкать-щелкать-щелкать, чтобы расслабиться, потому что даже пальцы на руках дрожали, так что я не могла держать кисть и проводить чистые линии. И еще было ощущение погружения. Как когда опускаешься под воду и вдруг понимаешь, что ты слышишь только то, что происходит внутри тебя.
Вообще состояния творчества у меня всегда связаны с погружением в какую бессловесную среду, где дует ветер и шумит внутренний океан, я как будто попадаю в невесомость. Именно поэтому я не могу рисовать урывками по 10 минут, мне нужно войти в это состояние и потом спокойно из него выйти. Если меня выдергивают - я злюсь.
Еще одно состояние - состояние потока. Как будто река схватила и понесла. Один раз это со мной случилось очень явно, когда я еще писала стихи) Еду я в автобусе на работу, никого не трогаю и вдруг я понимаю, что у меня в голове только стихи. И стихи эти несутся у меня в голове один за другим, выпрыгивают и любой новый образ - новое стихотворение, которое вытесняет старое. Я поняла, что задыхаюсь. Это было слишком быстро, как будто в голове включили на всю катушку радио, и ты глохнешь. Я еле доехала на работу, схватила какой-то клочок бумаги и стала судорожно записывать. Только тогда они стали успокаиваться. В момент этого потока я не могла больше ни о чем думать, не могла приступить ни к какому делу. И ощущалось это как будто это не я все придумываю, а как будто я передатчик, мостик, между этими образами-стихами и нашим миром. Это как-то не было моим, просто шло через меня.
Похожее состояние я испытала год или два назад. когда друг стала писать небольшие рассказы. Помню, что сын сказал на прогулке просто словосочетание - темная сторона Земли. И как будто ключик повернули, у меня в голове понесся вихрь образов, слов. я тогда написала 2 или 3 весьма странных рассказа. Один из них я писала на работе, утром, было много заказов, но я не могла даже ответить на вопрос коллеги, что-то мычала только и быстро-быстро писала, потому что рассказ сам просился. Это было невозможно остановить, как роды)