Всем привет! Это традиционный пост-отчет о наших достижениях в 16 месяцев.
Физическое развитие
Лирическое отступление: когда Илья начал переворачиваться, я подумала, что это конец моей спокойной жизни, когда Илья пополз, я осознала, что до этого все было, в принципе, ок, а вот сейчас начинается веселье; когда Илья пошел, я поняла, что до этого были цветочки, а сейчас начинается самая малина (в виде синяков и шишек) и собственно самый - пресамый конец маминого спокойствия. Но с другой стороны, я относительно скоро отрастила внутренний дзэн на падения и наивно полагала, что теперь, когда Илья прошел все стадии становления человеком прямоходящим, можно понемногу выдохнуть. Ха! Нет, даже так - ХА!ХА!ХА! Илья начал осваивать высоту, а именно временно переквалифицировался в промышленного скалолаза и с маниакальной тщательностью начал покорять все подручные вершины: диван, стулья, коляска, кресло-качалка, даже один раз вскарабкался в свою кровать (слава богу, что пока он получает гораздо меньше кайфа в процессе спуска, так что ИЗ кровати попыток побега не предпринимал, но я, конечно, внутренне и заранее поседела). Я для себя избрала тактику с кодовым названием «не сотвори себе запретный плод», лазить не запрещаю, не ругаю, если лезет, куда не следует, вместо этого предлагаю более заманчивую, но менее опасную цель (например, диван, обложенный диванными же подушками, вместо шатающегося стула), ну и бдю непрестанно, куда ж без этого (например, слежу, чтобы в свободном доступе не было Илюхиного табурета-стремянки, на котором он обычно зубы чистит в ванной комнате).
Видите, как меня впечатлило это новое умение, что я с него начала свои записи, а не с привычной уже отсылке к книге What to expect: toddler years. Книга, к слову сказать, в этом месяце снова не ставила каких-то заоблачных целей: в графе обязательных умений только каракули и подражательная деятельность. Илья освоил каракули через пару дней после своего 15-месячья: он отобрал у меня ручку и с интересом стал выводить каляки-маляки на бумаге. С той поры практически каждый день рисует, опробовал разные техники, рисовал карандашами, фломастерами, ручками, восковыми мелками. Я уже имела удовольствие оттирать фломастеры от белого стола и с пола (жидкость для снятия лака рулит) и приобрела смываемые фломастеры, которые действительно смываются без танцев с бубнами и человеческих жертв). Кстати, Илья окончательно перешел на праворукость, так что левша в семье не состоялся. На фото редкий момент, когда Илья в принципе фломастер в левую руку подержать взял.
Про подражание книга мысль не развивает, поэтому я даже не очень понимаю, что имеется в виду. Например, Илья знает, как чистить зубы и расчесываться, если делать это одновременно с ним, больше шансов, что он тоже подключится к процессу. Но я бы не назвала это подражанием в чистом виде, потому что это уже вполне осмысленное действие, которое приводит к видимому результату. Считается ли подражанием любовь подметать веником, мыть пол шваброй и грабить граблями? Илья все это делает очень давно, еще до года начал точно. Или разборка посудомоечной машины, когда Илья достает тарелки и подает мне в руки, чтобы я убирала. Тут уже не просто осмысленный процесс, но и командная игра. В общем, я в замешательстве. Если просветите меня, что понимается под подражающей деятельностью буду благодарна, а то вдруг у нас ее нет, раз я не знаю, что это.
Мы снова занимаемся плаваньем, Илья, несмотря на долгие каникулы, быстро вспомнил все, чему его учили, и с удовольствием перенимает новые умения (учится плавать уже не только под водой, но и на воде).
Речь у нас тоже развивается. Начнем с того, что весь этот месяц любимое слово Ильи - это «папа». Вот как сказал в начале 16-го месяца с утра с придыханием над спящим отцом, так и не сходит теперь с уст практически. Все шалости делаются только под речитатив папапапапапа. «Мама» от него я в этом месяце вообще не слышала, представляете! Ну да ладно. Мы теперь ведем с Ильей настоящие диалоги. Правда, Илья пока только задает вопросы. Вернее, только один вопрос. Изначально он спрашивал «А зыс?», подразумевая «А что это?» - я принципиально не акцентировала его внимание, что по сути он говорит по-английски (A this?). Не поправляла, но отвечала неизменно: А ЭТО … (ну и дальше по ситуации, в зависимости от того, на что указывал Илья). В результате уже к середине интервью зыс эволюционировало в дэт. И сейчас вопрос в исполнении Ильи звучит уже как «А эт?» или «Ать?».
Илья уже с чувством читает по ролям стишок Гуси-гуси-га-га-га (Илья в роли гуся), очень доволен собой, что освоил разницу Га и Да. Но если он знает, что гуси говорят «Га-га-га», и может ответить на соответствующий вопрос, то Да пока не использует в речи.
Говоря о звукоподражании, запишу, что Илья знает, как говорит корова. Но в его исполнении она говорит пока с акцентом: «МММММММ» вместо «МУ». Оказалось, что корову Илья распознает не только в игрушках, но и в книжке на картинках. Это одно из немногих изображений, которые Илья соглашается найти и показать на странице.
Машинки в озвучке Ильи фырчат на французском - с картавым и раскатистым рррррр.
Еще у Ильи есть любимое слово на своем языке: «Калики-калики». Что оно означает, понять не удалось пока. Но его звучание Илью радует неимоверно, а если мы с Игорем его произносим, он смеется и тоже начинает сам каликать. Загадка, короче.
Понятно, что много говорит на своем детском языке. Но часто в этом слышится уже какая-то система и ритм.
Новых зубов нет, но судя по вспухшим деснам, у Ильи уже месяц лезут нижние четверки и все никак вылезти не могут.
Режим дня у нас более-менее определился: подъем около 7 утра, дневной сон с 11:30 до 13, отход ко сну на ночь часов в 20:30-21:30. Ночной сон раз на раз не приходится: иногда Илья может проспать всю ночь не просыпаясь или, по крайней мере, не будя меня, а иногда не спит ночью вовсе, успокаиваясь только на руках (была у нас пара и таких ночей, но это случилось на фоне температуры, заложенного носа и вышеупомянутых зубов). Вообще же мы потихоньку приучаем Илью засыпать в кроватке. Я теперь не укачиваю его до победного, пою ему 3-5 колыбельных и перекладываю в кровать. Если Илья еще не уснул, могу немного погладить его, еще попеть, рассказать про глупого маленького мышонка. Иногда он сам лежит и поет себе песенки, иногда, полежав какое-то время в одиночестве, он начинает плакать и мы снова садимся на 2-3 песни в кресло. Но это, несомненно, прогресс по сравнению с тем, что было раньше. Не в последнюю очередь этому способствует то, что Илья вырос из кресла и ему уже самому тупо неудобно долго лежать у меня на руках.
Социализация
В этом месяце Илья начал посещать садик - правда, пока это были тренировочные заходы по 2 часа несколько раз в неделю. Первый раз мы были в группе вместе. Потом я сидела в комнате для родителей и смотрела за его пребывание в группе по видео. Что я могу сказать, Илье в садике нравится. В группе он весел, играет с детьми, идет на контакт с воспитателями, хорошо кушает, гуляет во дворе, позволяет сменить себе памперс лежа (!!! - дома он меняет памперс исключительно в положении стоя месяцев с 8) и даже спал разок. Но при всем при этом при расставании он рыдает так, что мое сердце разбилось бы, если бы я не знала, что, поднявшись в родительскую комнату и включив монитор с камеры из группы, я увижу совершенно безмятежно играющего Илью. Конечно, тут тоже нужно делать поправку на настроение и самочувствие. Один раз где-то за полчаса до назначенного времени, когда я должна его забрать, Илья снял с крючка свою курточку и встал вместе с ней у двери, как бы намекая, что вот он уже готов и пора бы мне уже прийти. Бывает, что он начинает плакать, когда приходят за другими детьми, потому что это не я пришла за ним. Но воспитательницы очень быстро его отвлекают-увлекают. Иногда, когда я прихожу за ним меня встречает вселенская скорбь (не видь я, что он за полминуты до моего прихода был совершенно всем доволен, я бы уже измучилась чувством вины), но чаще всего он просто радуется мне, обнимает и возвращается к игре, предлагая мне присоединиться к нему. Так что мне сад тоже нравится. И группы, и воспитатели, и то, что от дома всего пара минут (Илья иногда без коляски сам пешком туда-обратно идет). Я, конечно, схожу в октябре на день открытых дверей в супер-пупер-мега-садик, запись в который на год вперед и лист ожидания длиной в километр, но вполне возможно, что мы не будем в следующем году садик менять. В полную силу (на 2 дня в неделю по 5,5 часов с обеда) Илья начнет ходить в сад с 28 сентября. (На фото Илья перед своим самым первым тренировочным заходом в садик).
Я вернулась к занятиям в фитнес-клубе, а Илья, соответственно, вернулся в креш (ясли при фитнес-клубе). И вот в креше Илье нравится значительно меньше, чем в саду теперь. Он так же ревет при расставании со мной и в слезах, когда я прихожу, но воспитательницы уверяют, что сам час, что он внутри, он хорошо играет с другими детьми. Не знаю. Наверное, закончится Илюшкин абонемент в креш, и я не буду новый покупать, хватит ему детского сада, а в свободные от сада дни будем лучше какой-нибудь совместной активностью развлекаться.
Например, Джимбори. В прошлом месяце мы ударными темпами ходили аж на два кружка: музыка и спортивная развивашка. В итоге я решила снова только на музыку ходить, потому что во второй развивашке львиная доля занятия проходит в ожидании в очереди к очередному снаряду-полосе препятствий: детей ходит много, задание они выполняют не быстро и не линейно, отсюда и пробки. А так как Илья самый маленький, он очень часто в конце очереди оказывается, в результате теряет интерес к заданию и обретается дальше сам по себе. Зато мы наконец-то по субботам пару раз сходили в их игровые комнаты, одна из которых как раз в том зале, где проходят спортивные занятия, и все эти горки/полосы препятствий можно в свое удовольствие использовать, не томясь в очереди.
Еще Илья начал занятия в русской развивашке «Дар», они ездят туда в воскресенье утром с папой, пока я пляшу на зумбе. Так как я сама там не была, своего мнения об этих занятиях я не сформировала. Так что это было самостоятельное решение Игоря - ходить на эти занятия после пробного класса. Для меня важно, чтобы Илья знал, что воспитатель дает команды и их надо выполнять, и чтобы показать, что языком общения со сверстниками может быть и русский, а не только английский.
Опять же вернусь ненадолго к мудрой книге, у Ильи в этом месяце расцвело махровым цветом недоверие к незнакомцам. То, что обычно принимают за страх или стеснение, на самом деле естественная и очень нужная реакция психологически зрелого (для своего возраста, естественно) человека: он оценивает обстановку, проверяет реакцию мамы-папы и только после этого идет на контакт. Илья обычно крепко обнимает мою или Игорину ногу и выглядывает из-за коленки, при этом мордашка хитренькая и улыбающаяся).
Игры, книги, развлечения, путешествия
В этом месяце в топе Илюшкиных игр - игра в приборку: когда он собирает в коробку или пакет игрушки. Для него пока не очевидно, что это конец игры, так что, собрав все игрушки, он моментально выбрасывает их обратно, возвращаясь к первозданному хаосу. Но мы работаем над этим)
Наконец приобрели сыну деревянную пирамидку, он потихоньку ее осваивает, научился нанизывать кольца на стержень, но пока, конечно, не заморачиваясь размерами.
Настоящий фурор произвели на Илью разноцветные помпоны из копеечного магазина Poundland, любимая игра с ними - фейерверк: Илья или я высыпаем эти помпоны ему на голову) Еще их кайфово складывать в баночки-коробочки (смотри выше) и вытаскивать их оттуда. В планах еще сортировка по цвету, но Илья пока не проникся.
Но я не сдаюсь, цвета мы учим по двум книгам: Изучаем цвета с Муми Тролем (читаем и играем, раскладывая разноцветные крышечки от детского питания на картинку соответствующего цвета) и The Big Boock of Colours (тут на каждом развороте находим рисунки овощей и фруктов, а потом находим соответствующий фрукт в своем арсенале (ох, пора мне пополнять ассортимент, но времени на лепку пока совсем нет).
Машинки всех калибров в почете. Палка-каталка с кроликом Питером тоже уже укатана до потертых колес. Илья вообще катает все, что движется, а что не движется, он двигает и катает: кастрюли, горшок, коляску свою, стоящую на тормозе.
Илья стал продвинутым автолюбителем, что не удивительно: каждые выходные мы куда-нибудь да катаемся: в
Брайтон, в замки, на природу, да и просто на занятия они с Игорем ездят и меня на спорт отвозят. Когда Илья с Игорем подходят к машине, Илья уже доволен и счастлив, чинно позволяет усадить себя в автокресло и ждет, куда же его повезут. В дороге смотрит в окно, практически не капризничает, я уже даже на переднем сидении езжу. А Илья на заднем один сидит. Теперь даже когда они с Игорем в будние дни выходят вместе, Илья радостно бежит к машине и пробует открыть дверь, думая, что его ждет новое путешествие. Что характерно, бежит именно к нашей машине и именно с Игорем: мы с ним проходим мимо нее по нескольку раз на дню, но Илья, видимо, уже понял, что надежд на то, что я вдруг сяду за руль, нет) Так что не будем рушить ребенку картину мира.
Тем более, что мы находим, чем таким интересным заняться. Не дождавшись результатов по прошлому марафону _____, мы ввязались аж сразу в два конкурса: один длиной в целую осень (смотрите нас по тегу
#календарь_занятий_Осень_ale4kav), второй завершился вчера, в рамках него мы рассказывали сначала про страну Испанию (выпала нам по жребию), а потом и про Англию любимую (по своему выбору) (наш тег
#шагая_по_миру_ale4kav). Как водится, получаем удовольствие от процесса) Но если вдруг когда-то что-то выиграем, это будет тоже здорово.
На детских площадках Илья освоил все снаряды. В саду научился самостоятельно скатываться с горки. Много ходит пешком: по приезду в парк я его высаживаю и дальше минут 20-30 он топает, потом зависает на часок на детской площадке, а потом при хорошем настроении еще и на обратном пути может пешком прогуляться. С упоением бегает, играем с ним в догоняшки. Виртуозно играет в прятки, причем в роли ищейки, сам пока не прячется.
Литературные пристрастия оставались в этом месяце без изменений - глупый мышонок все такой же глупый и маленький) Но у Ильи появился новый фаворит среди нянек - теперь это Тетя Щука, когда я читаю «открывает щука рот» - я делаю паузу, беззвучно шевелю губами. И Илья кайфует. Если он к этому моменту уже подзаснул, обязательно раскроет сонный глаз, посмотрит и, улыбнувшись довольно, снова заснет)
Празднование
Наконец-то 12 число выпало на выходной, все мы были здоровы и полны сил, а потому смогли наконец исполнить мою задумку и провести празднично-интересный день.
С утра мы сходили вместе на игровую площадку в Джимбори, где Илья совершенно внезапно проявил интерес к строительству из кубиков и возводил башни в свой полный рост.
Да и просто побесился на славу - горки, мячики, папа, вотэтовсе))
Потом мы пошли в кафе, где Илья впервые в жизни ел блюдо из специального детского меню и справился с ним практически без нашей помощи.
После сытного обеда мы отправились в маленькое путешествие - выехали за Лондон в Сандон Хил, погуляли по классическим английским ландшафтам, полюбовались на овечек, нарвали ежевики и устроили себе небольшой пикничок.
В общем, месяц получился насыщенный. Скучать не приходится, а дальше будет еще интереснее. Жизнь прекрасна и удивительна!