Родители моей бабушки Веры (Ольга и Александр) прожили вместе 9 лет (с 1932 по 1941 год). Их разлучила война. Прадед остался работать на Ленинградском заводе, а прабабушка с семилетней дочкой на руках была отправлена к родственникам в Ярославскую область - подальше от пуль.
![](http://pics.livejournal.com/verenizza_0106/pic/0000cbgg/s640x480)
Делюсь с вами тремя письмами.
Первое письмо было написано Александром (он любил называть себя Шуриком) 25 июля 1941 года. В скобках привожу свои комментарии, всё остальное дословно.
"Здравствуйте Ольга, Верочка, Василий Львович и Любовь Ивановна (родители Ольги)! Шлю вам привет из Ленинграда. Ольга у нас пока всё благополучно. Работаю по старому, вчера ночевал дома, отпустили отдохнуть...
Письмо это начал писать на заводе. Ночь прошла спокойно. Вчера зашёл ко мне Иван Петрович (коллега), у него бюллетень на 4 дня - грипп (Иван Петрович после болезни так и не вышел на работу - умер от осложнений).
Вчера снёс к Шуре (сестре) шить синюю рубаху. Купил 3 пары носок. Вчера же варил горох, а сегодня буду употреблять его в пищу. Как хорошо, что наша Верочка (тётя) не поехала в Крестецкий район. Получилось форменное безобразие! Обо всём этом я тебе позже расскажу, если придётся встретиться.
Ольга ты наверное работаешь в колхозе. У вас там хорошо - спокойно, ягоды наверное есть, да и грибы скоро пойдут. Писем от тебя нет, незнаю получаешь ли мои, это уже 4 письмо по счёту. Сейчас очень плохо идут письма. Сейчас 6 часов утра, слушаю радио-сводку, через 2 часа пойду домой, а вечером опять на завод на 24 часа, а может быть и больше. Невздумай ехать в Ярославль за продуктами или ещё куда либо ненадо, обходись тем что есть на месте, а то сейчас очень опасно ездить по железным дорогам. Приготавливайтесь на зимовку. Смотри за Верой береги её. Заставляй читать и писать папе письма.
Оканчиваю это письмо дома. Сейчас пойду на почту и за керосином. После твоего отъезда буду брать керосин второй раз. Выходит что 3 литра мне хватает на неделю. Сегодня я думаю окучивать картошку.
Все сараи и заборы, которые находятся от жилья ближе 10 метров ломают, незнаю как будет с нашим забором и садиком, наверное заставят сломать. Пока на этом кончаю, досвидания жду ответа. Шурик.".
2 сентября 1941.
"Здравствуйте Ольга и Верочка, Любовь Ивановна и Василий Львович. Шлю всем вам привет и желаю всего хорошего. Ольга от тебя всё нет писем, очень беспокоюсь неслучилось ли чего. Веруша (тётя) уехала несказавшись, а обещала немного от меня взять, вероятно было некогда ко мне заходить. Ну что же делать, такое сейачс время что на неё обижаться нельзя. Ольга сейчас пойду на почту послать тебе денег 400 рублей на имя Василия Львовича, хотя может тебе и некуда тратить но всё же деньги непомешают, а может и пригодятся кое что купить. В городе сейчас очень тревожное положение. Хорошо что вы в безопасности. Я пока работаю. Пришел с ночного дежурства, а вечер и ночь опять буду до утра, а завтра сутки буду свободен если ничего неслучится. Сейчас очень плохо ходят поезда из за этого вероятно и от тебя нет писем. Хотя уже больно долго. Уже три недели я ничего неполучал от тебя. Дома всё благополучно, но уже страшновато, временами слышно сильную стрельбу из орудий. Ольга пошли телеграмму когда получишь деньги, а то писем недождешься. Напиши коротко: Деньги получила все здоровы Ольга. Или что нибудь в этом роде. Нового сообщать нечего, хорошего ничего нет, а плохого у вас и своего хватает. Картошку надо скоро выкапывать, а то ещё без меня выкопают. Родные все здоровы. Ну пока прощай Ольга и Верочка целую вас крепко-крепко ваш папа Шурик.".
17 ноября 1941. Это письмо начала писать сестра Александра - Лена, а закончил сам Шурик.
"Здравствуйте дорогие Оля и Верочка! Шлём вам всем привет с пожеланиями здоровья и благополучия. Недавно получила Оля твою телеграмму. Оля мы понимаем конечно, что ты беспокоишься, но до такого предела беспокоиться о нас не надо. Тем что будешь выматывать себе нервы делу нашему много не поможешь. Постарайся как нибудь относиться ко всему хладнокровней и запасись выдержкой и терпением. Эти два качества помогают нам переносить трудности жизни. У нас пока всё обстоит благополучно, главное все здоровы, а это основное.
Тётя Вера умерла 14 ноября на фоне неврастении глаза.
Сегодня перебирались с Шуриком на житьё в мою комнату, в целях экономии топлива, хотели поставить чугунную печку, но её найти невышло. Ну все равно придется отапливаться большой печкой, а экономия топлива будет т.к. моя комната меньше площадью.
Иван Михайлович Егоров поправился и опять находится на фронте. Муж Маруси числится как пропавший без вести. От Вити не так давно было известие. Жив и здоров. От Миши Кудрявцева писем очень давно никаких нет. Ребята Ивана Петровича здоровы. Надя учится, а Лена по хозяйству. Они шлют вам с Верочкой привет. Вот у нас пока и все новости, многого написать не позволяет ни время, ни обстановка. Так что пока всего хорошего. Целую вас тётя Лена.
Оля я послал на твое имя 200 рублей денег 16 ноября. Пока живы. Холодно и голодно. Перебираюсь сегодня к Елене в комнату, а то совсем замерзаем. Теперь буду мастерить буржуйку и тогда будет несравненно лучше в смысле дров и тепла. Я подшил твои старые валенки и хожу в них на работу, так что ноги у меня теплые, а это самое важное.Прощайте Оля и Верочка. Долго ли продлится такая жизнь ничего неизвестно. Досвидания Шурик.".
А больше он не писал, потому что умер... В справке о стоит причина смерти: "голодание". Моя прабабушка Ольга считается в нашей семье святым и горячо любимым всеми человеком, она умерла после второго инсульта в 1998 году в возрасте 87 лет. Светлая память, любимые!