Все чаще задумываюсь на тему анскулинга. Ловлю себя на мысли, что мало знаю об этом, и даже боюсь погружаться с тему глубоко, подозреваю, что затянет со всеми последствиями)
Очень интересные мысли.
Автор Александр Зиниград, отец шестерых детей.
взято отсюда:
http://community.livejournal.com/h_o_m_e_school/168809.html?view=2105193#t2105193Цитата:
Согласно Этимологическому словарю русского языка М. Фасмера слово "развитие" происходит от французского développement или от немецкого Entwicklung, которые в свою очередь не что иное, как переводы латинского evolutio, что значит "развертывание".
При поиске словосочетания "развитие ребенка" Яндекс находит 64 миллиона страниц. Здесь и раннее развитие детей, и развитие лидерских качеств, и развитие движений ребенка, и развитие чувств, и развитие речи, и многое, многое другое.
Обычно речь идет о том, как вылепить, создать из вашего ребенка то, к чему вы стремитесь. Как добиться того, чтобы он правильно ел, правильно двигался, правильно говорил, правильно жил...
Мне же, когда речь заходит о развитии детей, представляется ребенок как Божественный дар, своего рода коробка, обвязанная подарочной лентой, затянутой в тугой бант. Мне кажется, что наша роль как родителей в том, чтобы осторожно (спасибо Фасмеру за метафору) развязать, развернуть, раскрыть этот подарок, вернее, помочь ему раскрыться. Помочь, находясь рядом, поддержать, когда он споткнулся, согреть, когда ему зябко, обнять, когда ему грустно, а главное - не мешать, умея отойти в сторону тогда, когда он не нуждается в помощи.
У каждого ребенка, у каждого человека свой, уникальный путь в жизни. И это от нас, родителей, зависит не собъется ли он с этого пути; разовьет, раскроет ли он все то, что с рождения скрыто, заложено в нем.
***
Когда мы поняли это, вся система взаимоотношений родителей с детьми увиделась нам совсем в ином свете. Нам стало ясно, что здесь нет учителей и учеников, воспитателей и воспитуемых. Родители и их дети - это просто близкие люди, живущие бок о бок друг с другом, каждому из которых есть чему поучиться у другого. Здесь нет места поучающей речи старшего, взрослого, умудренного опытом. Монолог здесь уступает место диалогу, в котором главную роль играют взаимоуважение, внимание и стремление понять собеседника.
А то, что мы (по крайне мере, как нам кажется) старше, взрослее и опытнее, означает лишь то, что спрос с нас другой. Что мы отвечаем перед самым высшим судом за каждый наш шаг, взгляд, слово. Что от нас требуется больше такта, внимания и понимания.
Такие отношения требуют от родителей высокой степени искренности и прямоты. Ежедневно, ежечасно соответствовать этим требованиям нелегко...
***
"Не кидай машинку на пол" - повышаю я голос на своего пятилетнего сына и останавливаюсь, не успев сказать, что она дорого стоит и что если он будет так с ней обращаться, то мы больше ему такую не подарим. "Но ведь это МОЯ машинка" - отвечает мне сын, словно прочитав мои мысли до конца. И я ловлю себя на том, что не только брошенная на пол игрушка, но и сам мой ребенок показались мне в это мгновение моей собственностью.
(Не это ли чувство собственности стоит на самом деле за нашим стремлением обучать, поучать и "развивать"? Пусть он добъется того, чего нам не удалось добиться, достигнет высот, которые нам были не доступны, станет нашей опорой в старости, не уронит честь семьи... Мы словно дрессируем его, готовя на выставку детей и ожидая получить медаль за его успехи...)
Я встречаюсь взглядом со своим сыном и думаю о том, что ни моей жене, ни брату, ни другу, я не позволил бы себе сделать замечание таким тоном. Я почувстовал себя сильнее, выше, а оказался ниже этих пяти лет...
Дети - это словно зеркало своих родителей. Нам не нравится, когда они повторяют наши ошибки. Нас раздражает в них то, что мешает нам в нас самих. Мы настойчивее всего требуем от них того, на что не способны сами или того, что нам самим дается с трудом. "Ты опять не убрал у себя в комнате?". "Почему бы тебе было не сложить вещи с вечера?" "Надо было есть, когда еда стояла на столе!". Не ловили ли вы себя иногда на том, что будто бы автоматически повторяете слова и фразы, которые слышали в детстве. Таков заведенный порядок. Каждый в свое время проходит курс молодого бойца...
Но насколько важнее сохранить близость, доверительность и теплоту отношений! Увидеть ценность каждой его минуты и ценность и уникальность нашего родительского опыта, когда ребенок учит нас понимать самих себя. Наши дети растут, приобретая жизненный опыт. Растем с ними и мы, возвращаясь к самим себе и освобождаясь от того лишнего, что прилипло к нам за время нашей "взрослости".
***
Анскулинг не означает, что дети ничего не учат. Это значит лишь, что мы ничему их специально не учим.
Наши дети, которых никто никогда не заставлял учиться, учатся каждый день, каждую минуту. Учатся читать и писать, рисовать красками и решать квадратные уравнения, работать на гончарном круге и танцевать, печь хлеб и выращивать овощи...
Мы стараемся ничего не "преподавать" своим детям по собственной инициативе, не отвечать на незаданные вопросы и не давать непрошенных советов. Это, конечно, дается нам нелегко. Но не менее сложно и найти время и силы, чтобы ответить на те вопросы, которые заданы (а их бесконечно много) или заняться тем, что им, детям (а не нам, родителям) интересно. Непросто бывает и признаться себе и ребенку в том, что ты чего-то не знаешь и сесть вместе с ним за книгу или к экрану компьютера, чтобы вместе выучить что-то новое...
Нашей старшей дочери идет шестнадцатый. С годами мы все чаще ощущаем, что если и есть здесь ученики, то это скорее мы. Уроки, которые "задают нам на дом" наши дети, - посложнее школьных. Да и счет тут не арифметический, а скорее гамбургский...