Dec 03, 2014 06:35
Я иногда оставляю отзывы на Яндекс.маркете. Ну просто потому, что сама, при выборе товара или магазина, во многом ориентируюсь на чужие отзывы, так что почему бы не внести и свой вклад в эту систему.
Нынче писала про понравившийся мне магазин и внезапно столкнулась вот с какой этической проблемой: в службе доставки там работают "лица кавказской национальности", что называется, скорее всего армяне. Пожилой мужчина и парнишка лет 17-20, может быть сын или еще какой родственник. Исключительно вежливые, интеллигентные и доброжелательные, даже помогли привинтить к привезенному телевизору подставку, не запросив за это никаких дополнительных денег. И вот очень хотелось, специально для любителей борьбы с мигрантами и "понаехавшими" в отзыве написать, мол, смотрите, кавказцы - а как прекрасно работают, не чета многим русским. Не то, чтоб я сама когда-либо сомневалась в том, что мигранты могут быть хорошими людьми и работниками, но категория людей, негативно относящихся к любым мигрантам объективно существует - вот для них-то и хотелось написать. А потом мне подумалось, что подчеркивать фактор национальности, даже в положительном ключе... нетолерантно. Ведь месседж получится вроде "смотрите, какие они хорошие, хоть и мигранты". И одновременно в нем будет заложено то, что я считаю мигрантов каким-то отдельным видом людей и в целом сомневаюсь в их хорошести. Ну т.е. даже если приводить пример того, что тезис "мигранты - зло" не соответствует действительности, это автоматически будет означать, что я интегрирована в ту систему понятий, где мигранты - зло. И вот я думаю: то ли это проблема лингвистического плана и, как-то изголившись, можно донести мысль, чтоб никого не обидеть, то ли это проблема тайно прогрызших мой мозг социальных стереотипов. Ведь по хорошему, если руководствоваться только исповедуемым мною принципом, что "все люди разные, и нельзя судить о человеке по его национальности", мне и мысли не должно было придти как-то на национальности заострять внимание. Хотя если подумать еще, то понимаешь, что такой подход - уже граничит с толерастовостью и попыткой закрыть глаза на очевидные вещи (ну вроде запрета афроамериканцев называть неграми). Ведь на самом-то деле национальность на человека разумеется влияет, просто это влияние несоизмеримо сложней и лежит в несколько иной плоскости, нежели градация "плохой/хороший".
В связи с этим случаем мне вспомнился еще один эпизод еще из эпохи моей учебы в институте. Курсе на 2-м английский у нас преподавал армянин. Я уже даже не припомню, как его зовут, и насколько хорош он был в качестве преподавателя, но суть не в этом. Когда в Москве произошел очередной терракт, он пришел в аудиторию и... попросил у нас прощения. От имени лиц кавказской национальности. За взрыв, к которому имел лишь то отношение лишь тем, что фенотипически похож на людей, которые предположительно его совершили!!! Он сказал, что на него с опаской смотрят в общественном транспорте, но что он понимает чувства этих людей, и собственно, просит прощения за то, что мы в обществе таких как он не чувствуем себя в безопасности. Я не знаю, было ли это искренним смирением либо попыткой заставить нас иначе взглянуть на стереотипы. Тогда я точно не смогла ничего толкового сказать, но по уму так надо было в ответ извиниться за то, что такие стереотипы существуют в нашем обществе. Это... было проявлением такой вопиющей несправедливости, что даже сейчас, когда я вспоминаю этот инцидент, на глаза наворачиваются слезы.
В общем, с тех самых пор, когда я мысленно причисляю человека к какой-либо этнической группе, меня терзает некоторое чувство вины.
мысли вслух,
поговорить,
за жизнь,
общество