Click to view
В музее «Дом Машарова» в Тюмени с одного блогера за фотосъемку взяли 500 рублей. Музейный работник сначала попросила с него 2 000 рублей за то, что он будет снимать на «большой» фотоаппарат. По её словам, он собирался проводить "фотосессию".
После того как блогер попросил показать прайс, ему сказали, что надо заплатить 500 рублей, так как у него «профессиональная» техника. И это дополнительно к плате за вход в размере 100 рублей.
Я решил узнать подробности и
задал блогеру вопрос: «И какую услугу за эту сумму Вам оказали?» Ответ был: «Разрешили поснимать». «Значит, Вы заплатили за право пользования своим фотоаппаратом?», - решил уточнить я. «Они мне даже квитанцию выдали».
Дело в том, что разрешение на право использования своим фотоаппаратом - это не услуга. Покупатели (потребители) платят обычно за товар или за услугу (работу). Получается, судя по тому, что дифференцируют посетителей по размеру фотокамеры, а не по целям фотосъёмки, музейные работники не понимают разницы между «любительской» и «профессиональной» съёмкой, оформляя в обоих случаях одинаковые документы.
Я думаю, что этого блогера обманули трижды.
1. На сайте музея в разделе
«Дополнительные услуги на платной основе» нет такой «услуги» как «Фотосъёмка», есть «Видеосъемка постоянной экспозиции» за 500 рублей.
2. Написать в экскурсионной путёвке «Вид услуги (название мероприятия) - фотосъёмка» - это наглость, конечно. Анонимный экскурсовод музея получит зарплату и, возможно, проценты, сотрудники музея - всё остальное. И при этом - никакой услуги предоставлено не было! Услуга - это совершение определённых действий в отношении получателя услуги.
Законодательное определение в России для услуги отсутствует. К примеру, Шашкова предлагает следующее определение: «Услуга - это совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности исполнителем, не оставляющих материального результата, полезный эффект (результат), которых используется потребителями для удовлетворения их личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, самостоятельно либо с привлечением третьих лиц».
Проведение экскурсии - это действие экскурсовода, его услуга. Проведение фотосъёмки - это действия и услуга фотографа музея, а не посетителя музея. Поэтому Музейный комплекс Тюменской области и добавляет постоянно в скобочках в своём прейскуранте, что фототехника (видеотехника) и фотограф музеем не предоставляются. А что тогда предоставляется? Экспонаты? Так для доступа к экспонатам уже был оплачен билет. Сделали так, чтобы другие посетители не мешали производить съёмку? Нет. Может, включили дополнительное освещение? Нет. Достали экспонаты и разместили их на подставке для съёмок с удобных ракурсов? Нет. Представили более подробную справку о фотографируемых экспонатах? Нет.
3. Главное, не предоставили блогеру право воспроизведения изображений экспонатов из собрания музея. И в любой момент Музейный комплекс («Дом Машарова») может предъявить ему претензии по поводу опубликованных им в своём блоге фотоснимков.
В оправдание ограничения фотосъёмки пресс-служба Музея пояснила, что это ради сохранности экспонатов. В комментариях сразу же написали про эту нелепую отговорку, что сохранность зависит от влажности и температуры в помещении. Если же имелось в виду влияние фотовспышки, то, во-первых, почему за деньги можно портить экспонаты фотовспышкой, во-вторых, видеосъёмка тогда почему ограничена?