Выкладываю эпизод из российского фильма
"Кремень", который использую в качестве видеоиллюстрации по теме прав потребителей. После его просмотра складывается впечатление, что прав не тот, у кого больше прав, а - кто сильнее, тот и прав. С точки зрения психологии это так. С точки зрения юриспруденции - не всегда так. Ведь, по сути, законы в цивилизованном обществе служат именно этому - уравниванию тех, кто изначально находится в неравных условиях. И клиент (потребитель) всегда прав, потому что продавец всегда лев. В смысле, обладает бОльшими преимуществами, не говоря уже о финансовых, людских и других ресурсах. А в этом эпизоде ещё и производитель "левый". :)
- Бери, Швейцария. Верняк часы.
- Подруге смотрю, в подарок.
- Часы хочешь? Тебе подарок? Каникулы ведь, праздник.
- А деньги откуда? В армии платят? Сколько в месяц?
- Часы у тебя швейцарские?
- Эээ… Есть отечественные…
- Не, мне только Швейцария.
- Вот, смотри, всё как просил. Всё на камнях.
- Давай Швейцарию.
- Ты что, глупый совсем? Откуда такие часы в переходе? Китайская подделка здесь.
- Китай у тебя?
- Да нет, друг, всё на камнях.
- Верняк, он говорит.
- У Вас сертификат есть? Покажите.
- Девушка, не Китай это. Малайзия. Лицензия из Европы, в Малайзии делается. Скрывают буржуи, просто. Слушай, в Швейцарии уже давно не делают, всё в Азии.
- Съел? Часы… Пошли.
- Он что, врёт что ли?
- Здесь Москва, Ремизов. Привыкай.
- Ты кого решил натянуть, Москва?
- Пошёл отсюда давай, пришёл тут.
- Чё?
- Ушей нет? Да, срань?
- Уйдём, пожалуйста, Антон.
- Пошёл отсюда.
- Пошли отсюда.
- Сертификат показывай!
- Пойдём, Антон. Смотри, их здесь сколько. Идём, пожалуйста, Антон.
- Часы ж ты хотела. Подарок. Каникулы.
- Ты главное, стой, срань, не уходи никуда.
- Стою как просил, не ухожу.
- Дурак ты, Ремизов.
- Что, нейтралитет? Швейцария. Швейцария!
Нарушение права потребителя на информацию о товаре и его производителе налицо. Конечно, в данном случае это труднодоказуемо, потому что продавец всегда может сказать: «Извините, я Ваши вопросы плохо понял. И вообще, я по-русски плохо понимаю». Естественно, в данном диалоге продавец избегает прямого ответа на вопросы.
Потребитель был бы прав, если бы после покупки обнаружил, что часы являются подделкой под швейцарские торговые марки. В Малайзии такие часы могут производить - по официальной лицензии от швейцарцев, например. И всё равно на такие часы идёт сертификация. Поэтому, придя домой и заглянув в 10-ю статью ЗоЗПП, потребитель мог бы вернуть товар и получить деньги назад (при наличии недостоверной или отсутствия необходимой информации в сопроводительных документах к часам).
Вообще, иногда полезно посмотреть на чужие ошибки, чтобы на их примере не допускать свои.