Была сегодня в "Эрарте" (на пару с парижской знакомой, супругой галериста))). Как говорится, и года не прошло.
Честно сказать, ожидала худшего. Общее впечатление вполне положительное.
Ок, первый этаж похож на лас-вегасский отель для профессиональных игроков в покер: серые каменные стены, призванные напомнить, видимо, о первобытных корнях искусства, и алые неоновые буквы с именем заведения.
Ок, большинство работ вторичны, и справа на тебя смотрит недопикассо а-ля 1930-е годы, слева какой-нибудь новый фовист, справа еще один новый "новый дикий", а вот здесь колорит Моранди напоминает, а на той стене вообще классический петербургский пейзаж в любимой лириками технике "акварель, стекающая по бумаге". Имена тоже знакомые. Некоторые имена я видела на выставках в библиотеке Блока десять-пятнадцать лет назад, и ни имя не изменилось, ни манера )))
Но, во-первых, такой формат, как классическая станковая картина -- давно уже тот самый мертвый бог, чью смерть до сих пор не признали официально. Во-вторых, 2011-й год -- это вам не 1811-й, все сказано до нас, осталось разве что излагать свою версию событий.
Концептуализм и родственный ему соц-арт -- это, пожалуй, те направления, которые можно назвать наиболее успешными и продуктивными в отечественном постсоветском искусстве; любопытно, что постмодернистское цитирование нынче затронуло и менее попсовые явления советской культуры, нежели агитплакат или официальная пресса: видела на выставке отсылки, скажем, к "суровому стилю" 1960-х -- и речь, конечно, не о цитировании содержания в пародийном ключе, а о цитировании именно художественной формы (и да, явного цитирования, а не плагиата), что гораздо интереснее.
Картинки с выставки.
Ворнинг: на самом деле на сайте Эрарты выложена вся коллекция, но я раб привычки к фотосъемке на мобильник.
Владимир Комельфо. Малевич отдыхает. 2005.
Алексей Штерн. Случай на реке Оредеж в поселке Вырица летом 1999 года. 1999.
Ирина Васильева. Это как бы я попала в комнату для эротических игр с зеркальными стенами, удобной банкеткой и красным ковром. 2007.
Владимир Фатеев. Чапаев. 2005.
Рубен Монахов. Портрет жены. 2005.
Александр Волков. Чужой сон. 2006.
Александр Пестерев. Две раковины-2. 2006.
Инна Скляревская. Дикий пляж в Паланге. Шезлонг. 2002.
Николай Сажин. Смерть комиссара. 1986.
Николай Сажин. Пейзаж с дурою. 2006.
Владимир Мигачев. Забытый сад. 2006.
Алексей Сергеев. Крещение Плутона. 2008.
Дмитрий Шорин. Пулково не принимает. 2008.
Кстати, я считаю, пора заменить морально устаревший соц-арт гламур-поп-артом в кичевой постмодернистской обертке, крайне актуальное направление, AEС+Ф на Бессарабском рынке доказали, насколько актуальное, см. предыдущий пост.
Ну и бестселлер экспозиции, о котором пишут восторженные отзывы посетители из Сургута -- монументальная в прямом смысле слова инсталляция "След червя" Сергея Карева.
И отдельно:
Тайная вечеря, вестимо. Имя автора умудрилась не сфотографировать, позор мне. Он был представлен в зале новых поступлений, кажется. По названию на сайте не ищется. Потом впишу.
Не совсем ясна логика развески: ладно, с "залом новых поступлений" все понятно, но, к примеру, концепт "от реализма к..." слишком боян расплывчат, чтобы считаться полноценным кураторским концептом.
А вот проект "Изоанимация" весьма порадовал, современное искусство (даже условно-современное))) нуждается в экзегезе, хотя бы на первых порах, чтобы отечественный зритель привык к разным способам его "расшифровки" и научился делать это сам.
Народу в музее в понедельник днем мало, разумеется; сначала вообще казалось, что в здании только мы вдвоем и уборщицы.
Что касается сервиса и инфраструктуры -- никаких нареканий вообще.
Им бы художественных акций громких и провокационных интересных побольше, и не вечеринок в духе службы знакомств, а чего посерьезнее )))