На канале "Россия" показали телевизионный мини-сериал "Бесы". По мотивам романа Ф.М.Достоевского, как указано в титрах.
Почему по мотивам? Мотив у этого кино один:
всё зло и вытекающие из него революции - след атеизма и дела безбожников.
Нечестно, некорректно и самонадеянно поступил с литературным первоисточником глубоко воцерковлённый режиссёр Владимир Хотиненко.
Если бы роман Ф.М. Достоевского "Бесы" полностью укладывался в эту линию, то было бы религиозно-нравоучительное сочинение. В самый раз для церковного прилавка. Что, собственно, и получилось у режиссёра Хотиненко. Только ввиде церковного видео.
Упрощённо-уплощённая версия помимо прочих режиссёрских фантазий, содержит ещё и прямые приписки от Хотиненко. Тем более некорректные, что воцерковлённый режиссёр подменяет ими и текст, и происходящее, и вообще как таковой итог романа.
Финал, которого нет у Достоевского. Причём с персонажем , которого у Достоевского тоже нет.
Церковная служка с лотком и следователь Горемыкин:
-Благая весть, Святое писание,сударь, Новый завет, с картинками и без, для взрослых и детей, купите, сударь
- Потом, потом...
-Потом поздно будет.
И "послесловие" по-хотиненковски. Горный пейзаж, конечно же, Альпы ( сами догадатесь почему Альпы, или подсказать?) , одинокое шале (!!!), белокурый голубоглазый бести мальчик с холодным-холодным взглядом, таким же холодным как у идущего по снегу в нашу с вами сторону с кривой ухмылкойАнтихрис Петруши Верховенского ...в в тирольской (!!!) шляпе. Чуть не забыло! И Такой же потусторонне -ледяной прищур у Даши Шатовой - мамы догадайтесь сами откуда взявшегося и чем чреватого для нашего с вами будущего белокурого мальчика. (Ой!!! Ну совсем как Джиллиан Армакост из фильма "Жена астронавта" (США), чистейшей души женщина, в тело которой вселяется инопланетное зло, в результате чего женщина сама становится злом и, разумеется, матерью зла в лице двух очаровательных мальчиков. Вообще-то невзыскательных фильмов со сходным финалом вагон и маленькая тележка. И без спекуляции на классике притом.)
А навязчиво-многозначительный подтекст... Со свиньями, с бабочками. Дьявольский пляс Верховенского в загоне для свиней. Бесчисленные бабочки (посторонись, Набоков!), которых нанизывает и нанизывает на булавки Николай Ставрогин. И, как нам дают понять в самом конце мини-сериала, булавки - это, ведь, не просто так. Зловещее дитя не преминёт обнаружить в снегу невесть откуда взявшуюся булавку и с плотоядной бережливостью припрятать её в лацкане собственной курточки.
Ну разве не вульгарность, отсебятина и самодеятельная подмена знаков, которыми, не дожидаясь помощи от будущих "соавторов по сценарию", оперировал в своих сочинениях писатель Достоевский!
Очень хотелось бы спросить у Владимира Хотиненко, режиссёра незабываемых фильмов "Зеркало для героя"(он у меня один из самых любимых на все времена), "Патриотическая комедия", "Мусульманин" и др.:
А те детки, которые ходят сегодня просто в школу, не читают Писания и не посещают Воскресную школу, - они тоже ...опоздают предотвратить это самое... революцию,
или станут со временем петрушами, ставрогиными, липутиными и лямшиными? Так вроде и петруше, и ставрогину, и лямшину, и липутину Священное Писание с Новым Заветом и Благой Вестью вкладывали в головы с малолетства.
С картинками и без. Ну и толку?
Короче, отвратительно неприятен мне сегодняшний Хотиненко, чьи "Бесы" - откровенное церковное мракобесие, примитивная и бесстыжая перелицовка великого произведения.