На правах семейной собственности.
Я продолжаю публиковать мемуары моего деда, Гусева Михаила Алексеевича. Я временно нарушу порядок повествования и размещу один из рассказов из второй части рукописи.
Часть 2. Предсказания будущего в личной жизни и жизни близких мне людей.
7. Рассказ Тепловой Анны Константиновны.
Передаю рассказ моей двоюродной сестры, урожденной Копыловой, по мужу Тепловой Анны Константиновны (село Выездное, Арзамасского района Горьковской (ныне Нижегородской - Е.В.) области).
В 1914 г., в первых боях с австрийцами в Галиции. Ее муж Василий Степанович Теплов, служивший в санитарной части русской армии, попал в плен к австрийцам вместе со всей санитарной частью.
Его жена, Анна Константиновна Теплова оставалась вместе с детьми в д. Пушкарке, Арзамасского района, и молилась Богу о спасении своего мужа усердно и длительное время. Сколько времени продолжалось это напряженное молитвенное состояние, я не знаю, но, по-видимому, с июля 1914 г. До мая 1915 г., так как война началась в конце июля, а муж ее пришел весной 1915 г.
«Однажды, - говорит А.К., - весной 1915 г. Я проснулась ранним утром, все с той же мыслью к Богу о спасении своего мужа». И в друг видит - открывается дверь комнаты, где она спала, которая вела в сени, и в сенях виден как бы клубок тумана, который, клубясь, вошел в комнату и продолжал клубиться… Вдруг сверху этого клубка стала формироваться голова ее мужа. Она вскрикнула, видение стало пропадать, превратившись опять в туманное состояние, и клубок тумана рассеялся в воздухе.
Не трудно понять, что в данном случае было типичное вызывание духа отсутствующего человека при его жизни так же, в таких же формах, как вызывают дух умершего человека.
Молитвенное состояние к Богу все о том же - о спасении мужа - продолжалось.
«Однажды я иду из храма Арзамаса (церковь Св. Духа) в Пушкарку лугами и стала подходить к полотну железнодорожной линии Арзамас-Починки; вдруг вижу - идет навстречу Николай Чудотворец, как он изображается на иконах в облачении... Что мне делать? - подумала я. - Подойду под благословение… И, когда я склоняла голову под его благословение, он дал мне из своей руки в рот кусочек просфоры»…
Через некоторое время произошло следующее. Был уже вечер, и она собиралась ложиться спать, как вдруг послышался стук в наружную дверь дома. «Вася идет…» - явилось у нее в мыслях, хотя и знала, что он в плену. Открыла дверь в полном убеждении, что это он. И действительно, это был ее муж Василий Теплов.
Сидя за столом, он спросил ее: «Ты хлопотала за меня?»
- Я хлопотала перед Богом, - был ее ответ.
Василий Теплов рассказывал, что из всей санитарной части, попавшей в плен, отпустили «в бессрочные» одного Теплова и всю войну его не призывали…
У оставшихся в австрийском плену товарищей-санитаров также сложилось убеждение, что в данном случае имели место «особые» хлопоты за В.Теплова.
Что мною описано, является фактом, который может быть подтвержден самой рассказчицей, которая живет (1962 г.) по адресу: Арзамас Горьковской области, деревня Пушкарка, Теплова Анна Константиновна.
В описанном мною событии установлены три несомненных факта:
- Теплова Анна Константиновна молилась Богу и спасении мужа упорно, долго, всем сердцем до самозабвения, до возникновения видений, что доказывает ее контакт с духовным миром вселенной.
- Ее муж был в австрийском плену с момента первого вторжения в Галицию в 1914 г. (авг.-сентябрь)
- 3. Ее муж Теплов Василий Степанович был возвращен из плена весной 1915 г. И не был призван ни на какую службу в продолжение всей весны 1914-17 годов.
И сам В. Теплов, которого отпустили из плена, и оставшиеся в плену его товарищи-санитары были убеждены, что это случилось в результате «особых» хлопот за В. Теплова.
А были хлопоты? - Никаких. «Я хлопотала перед Богом»… Можно лм связать эти три факта причинной связью: пленение мужа есть причина молитвенных просьб А.К., а ее молитва к Богу есть причина освобождения В. Теплова из плена?
Все, столкнувшиеся с этим фактом, считали, что такая связь налицо, с оговоркой: убежденные в этой причинной связи не знали, что «хлопоты» были свыше, а не перед правительством. Без «хлопот» не отпустят из плена.
А вообще были ли случаи, чтобы когда-нибудь во время войны кто-либо хлопотал за пленного и во время войны его отпускали, как персону грата? И это вряд ли найдете! Когда государство ведет войну с другим государством, пленных не отпускают. Следовательно, случился факт небывалый, невероятный.
Так надо же признать причинную связь из трех неоспоримых фактов, как «чудо», «помощь Божию», для которой «все возможно»! Такова логика описанного события, и уже совершенно нелогично, признав причинную связь, - пленение, хлопоты, освобождение - бить трусливо-коварно «отбой», когда выясняется, что срединный фактор суть молитвы его жены к Богу, а поэтому причинной связи нет. В то же время надо признать, что в земных условиях описанный факт мог совершиться только при наличии причинной связи трио - пленение, приказ, освобождение. Без земного приказа об освобождении во время войны через фронт не пропустят.
Все это событие - божеское и человеческое - совершилось в формах, удобопонятных для человека, как связь причин и следствий: на земле - по земному, и только по законам, действующим на земле, но «случайно» не утонут и в море, но зато утонут и в «луже». Следовательно, законы и порядки в государстве остаются в незыблемой силе, как будто тут и не было «спасения», а был «случай». Запустив кисть руки в пятипудовый мешок с белым просом, в котором всего одна красная просинка, «случайно», «по счастью» можно, вытащив в темноте только одно зернышко, схватить именно «красную просинку». Разве это не «естественно»?
А.К. Теплова, благодаря молениям перед Богом, вытащила «красную просинку».
В первой фазе сражения а Галиции наш корпус сильно пострадал, и австрийский корпус вклинился в наше расположение, но подошло подкрепление, и австрийский корпус был зажат в тиски.
В первой фазе боя наша санитарная часть попала в плен к австрийцам, а во второй фазе австрийская санитарная часть попала в плен к русским. В этой австрийской санитарной части была добровольцем великая княгиня - родственница австрийского императора Франца Иосифа. Австрийский император обратился к русскому императору с просьбой отпустить такую-то княгиню-санитарку с обязательством неучастия ее в военных операциях до конца войны и, предлагая список пленных русских санитаров, предоставил право отпуска любого из австрийского плена на равных условиях «неучастия» до конца войны. Русский император, не возражая в принципе против условий взаимного обмена пленными, ради просьбы Франца Иосифа хотел выбрать одного в списке русских пленных санитаров, но ввиду того, что все они были одинаково близкими и одинаково важными, «случайно» выбрал одного - первого попавшегося «в глаза», который и оказался В. Тепловым.
На основании фактов хода военных операций а Галиции, которые я удержал в моей памяти из газет осени 1914 г., включая и факт пленения великой княгини, близкой Францу Иосифу, я связал логически факты как «случайно», но совершенно логично, могло совершиться по человеческим законам выполнение молитвенных просьб Тепловой к Богу о спасении ее мужа Теплова В.С. Вс е идет как будто «само собой»: и просьбы А.К. услышаны и удовлетворены, и законы и порядки в государствах не нарушены, - словом, «у человека невозможно» освободить пленного из вражеского лагеря, «а у Бога все возможно», если молитва была «всем сердцем своим, всею душою своею, всею мыслию своею» упорно, неустанно, «все время».