Маленькие недоразумения влекут за собой большие трагедии. Вот вздумалось по каким-то причинам основателям Российской Федерации вписать вторым пунктом первой статьи Основного закона следующую фразу: «наименования Российская Федерация и Россия равнозначны», и понеслось: «Россия должна!», «Россия никому не должна!» и т.д. Но ведь черным по белому написано, что равнозначны только наименования, а не феномены, которые за ними стоят. Вот, к примеру, придет мне в голову, поменять имя на Наполеон. Сейчас это не проблема, хоть сатаной назовись. По улице я буду ходить свободно ровно до тех пор, пока не решу, что я и Наполеон Бонапарт одно и тоже. Кому в голову пришло, что молодое государство Российская Федерация идентична России, история которой закончилась в феврале 1917 года? [Spoiler (click to open)] Россия была империей с соотв. внутренней и внешней политикой. Российская Федерация даже не претендует на роль сверхдержавы.
Россия была религиозным государством с соотв. внутренней и внешней политикой. «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (Конституция РФ, ст.14, п.1).
Россия жила идеологией «Вера, Царь, Отечество». С этими понятиями люди жили, трудились и умирали, если надо и в бою. В Российской Федерации «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (Конституция РФ, ст.13, п.2).
В России самоидентификация «русский» носила не этнический характер, а религиозный. Русским писали того, кто был православного вероисповедания. В Российской Федерации до сих пор не могут определиться кого и как считать русским. Чтобы никого не обидеть решили называться россиянами. Поэтому если Россия была государством русских, то Российская Федерация - государство граждан Российской Федерации (см. ст.6 Конституции РФ) или россиян, как это ввел в употребление один из основателей Российской Федерации - Борис Николаевич Ельцин, которому Российская Федерация отдает вполне заслуженные почести.
И самое главное. Россия, хотим мы этого или не хотим, как государство сформировалось в тесной связи с Церковью. Это исторический факт. Объективная реальность не зависимо от того нравится кому-то Церковь или нет, нравится кому-то Россия как империя, как государство или нет. Просто так прошли исторические пути. Это факт. Можно, опять же, рассматривать взаимоотношения Церкви и государства Россия с религиоведческих позиций, с культурологических, с политологических (как взаимодействие и проникновение двух институций) и т.д. Факт остается фактом - история России неотделима от истории Православной Церкви. Что это значит? Это значит, что на мировоззрение, мировосприятие населения России самое непосредственное влияние оказала церковная идеология. Не даю оценки или анализа последней. Важен сам факт того, что поведенческие модели людей, живущих в России, формировались под влиянием того, что они слышали и видели. А что они слышали и видели как минимум раз в неделю? «Возлюби Бога и возлюби ближнего. Пожертвуй собой ради Бога, пожертвуй собой ради ближнего». Опять же не берусь оценивать то, как этот призыв реализовывался на практике как на социальном уровне, так и на уровне отдельных граждан. Важен факт того, что каждый человек с пеленок находился в системе, которая как минимум на словах призывала не быть эгоистом. И количество вполне закономерно переходило в качество. Пусть, опять же, не всегда и не у всех, но переходило.
Сакральность фигуры царя в России не зависела от его (царя) личных человеческих качеств, так как царь земной быль лишь овеществленной фигурой (иконой) Царя Небесного, которого предписывалось любить. И таки любили как Бога. Не зависимо от жестокости или доброты, от ума или глупости. Почитание царя было не проявлением неких рабских черт менталитета, а носило исключительно религиозный характер. Большинство граждан Российской Федерации, окажись в феврале 1917 года, с не меньшим воодушевлением разрушало бы Россию, как это сделали их предки столетие назад.
Я не монархист и не сторонник возобновления монархии. Из кого и для кого ее восстанавливать? Но я застал людей, воспитанных при монархии, и знаю их менталитет, подход к оценке событий, иерархию ценностей. Окажись я сегодня в феврале 1917, то, пожалуй, был бы монархистом. Но речь не о царской власти, а о сакральной идее воспитания человека как члена общества.
Итак, утрируя и сокращая, идеологией России было - «живи для Бога и ближнего».
Устранение царя, как видимого символа Бога, из государственного устройства не могло не повлечь за собой и устранение самого Бога и отношения к нему в обществе. Что собственно и произошло через пол года - в октябре 1917 г. Через пол года «з рота у Дарвіна вилазе напис: "Бога нема"». Но! Менталитет населения все еще заточен на жертвенность по отношению к внешнему, а не на эгоизм. Начинается строительство государства рабочих и крестьян - СССР, в котором из двух жертвенностей остается жертвенность по отношению к ближнему. Желание принести себя в жертву ради другого достигает в СССР порой гипертрофированных масштабов. Именно идеология, направленная на жертву ради ближнего (современников, последующих поколений, памяти предков и т.д.) послужила основой великих строек и свершений, результат которых сами строители и свершители порой не надеялись увидеть, но знали, что все построенное и сделанное наследуют потомки. В жертвенности ближнему кроется и подвиг многих солдат и офицеров Великой Отечественной, исповедовавших атеизм. Руководствуясь желанием помочь ближнему, СССР, даже в ущерб своей экономике, «лез» в Африку и Латинскую Америку, «лез» на Ближний и Дальний Восток.
Итак, утрируя и сокращая, Великая Октябрьская Социалистическая революция поставила точку в истории государства Россия и открыла историю государства Союз Советских Социалистических Республик, идеологией которого было - «живи для ближнего».
В идеологию СССР, стараниями украинца Хрущева, а потом украинца Брежнева проникла идея эгоизма. СССР разрушил в первую очередь эгоизм. Поздний СССР стал государством эгоистов. Как, кстати, и поздняя Россия. «Это государственное? Значит ничье. А раз ничье, значит мое», «Кому я и что должен?». Кто застал СССР перед развалом, наверное, помнит похожие идеи. Но в народе еще были идеи самопожертвования, хоть и не в такой степени как на раннем этапе построения государства. Вернее - было желание не жить в эгоистическом государстве. Бунт 1991 года был бунтом не против СССР, а бунтом против парт-чиновников, которые в позднем СССР фактически превратились в самодостаточную замкнутую, паразитирующую на обществе касту. Против директоров заводов и фабрик никто не возмущался. Наоборот, те производственники, которые развивали предприятия или хозяйства и давали возможность людям достойно жить в условиях, когда номенклатура мела все под себя, пользовались неподдельным уважением. Бунт 1991 года это был последний бунт против эгоизма. Но его трагедия была в том, что бунтовали эгоисты.
Эгоистом очень легко манипулировать. Достаточно задеть струнки самолюбия и «делай с ним что хошь». Именно поэтому граждане УССР, например, решили, что «москали съели их сало», а граждане РСФСР решили, что «хватит кормить лемиту». Национализация населения СССР - прямое следствие роста эгоизма. Рост эгоизма в СССР был неизбежен. Без иррациональных причин жизнь ради другого теряет смысл. В России, напомню, иррациональной опорой для самопожертвования была вера в Бога. В СССР иррациональная вера в счастливое будущее на самом деле была вполне рациональна. Она измерялась количественно, качественно и временем, но позволила «протянуть» достаточно длительный промежуток времени.
Нужно ли после вышесказанного доказывать, что подавляющее большинство граждан Российской Федерации эгоисты? На протяжении четверти столетия в головы граждан бывшего СССР вдалбливалось, что степень успешности человека зависит от его личных качеств, личного социального положения и личного благосостояния. Именно поэтому сегодня для молодого поколения идеология СССР чужда, а идеология России дика. Не в самих идеологиях проблема, а в принципах формирования менталитета и формировании поведенческих моделей.
Остается только добавить, что история общества эгоистов имеет предел в обществе одиночек. А правда это или нет увидим.