Рождественское послание Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам
Русской Православной Церкви.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Любовь Божия к нам открылась в том,
что Бог послал в мир Единородного Сына Своего,
чтобы мы получили жизнь через Него.
(1 Ин. 4:9)
Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы,
всечестные иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!
От сердца, преисполненного радости о явившемся во плоти Сыне Божием, обращаюсь ко всем вам и поздравляю со светлым и живоносным праздником Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Прославляя из года в год неизреченное к нам снисхождение Спасителя, мы, как некогда вифлеемские пастухи, услышавшие от Ангела «великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2:10), спешим духовными очами узреть Мессию, пришествие Коего предсказывали славные пророки и ожидало многое множество мужей и жен.
И вот Желаемый, по слову пророка Аггея, всеми народами (Агг. 2:7) уничижает Себя Самого, принимая образ раба, становясь подобным человекам (Флп. 2:7). Повелитель Вселенной избирает себе не императорский дворец, не жилище властителей мира сего, не чертог богатых и знатных. Ему не находится места даже в гостинице. Сын Божий рождается в пещере для скота, колыбелью же Ему служат ясли для кормления животных.
Что же беднее пещеры и что смиреннее пелен, в которых просияло богатство Божества? Избрав для Таинства нашего спасения последнюю нищету (Ипакои праздника), Христос намеренно не принимает тех ценностей, которые считаются весьма значимыми в нашем мире: власть, богатство, слава, знатное происхождение и социальный статус. Он предлагает нам иной закон жизни, закон смирения и любви, побеждающий гордость и злобу. По этому закону слабость человеческая, соединенная с благодатью Божией, становится той силой, которой не могут противостоять обладающие в мире сем властью и могуществом. Сила Божия являет себя не в земном величии и мирском благополучии, а в простоте и смирении сердца.
По слову преподобного Серафима Саровского, «Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему, - вот престол, на котором Он любит восседать… “Сыне, даждь Мне сердце твое, - говорит Он, - а все прочее Я Сам приложу тебе”, ибо в сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие» (Беседа о цели христианской жизни). Господь не гнушается нищими и бездомными, не презирает тех, у кого мало денег и непрестижная работа, и, тем более, Он не пренебрегает имеющими физические недостатки или тяжелобольными людьми. Все это само по себе не приближает и не отдаляет человека от Бога, а потому и не должно повергать его в уныние или становиться причиной губительного отчаяния. Спаситель взыскует нас самих. Сын мой! Дочь моя! отдай Мне сердце твое, - призывает Он (Притч. 23:26).
Дивный праздник Рождества напоминает нам о необходимости неуклонно следовать за Христом, Который пришел, чтобы мы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10:10), и Который Сам есть единственно верный путь и непреложная истина и подлинная жизнь (Ин. 14:6). И да не устрашают нас неизбежно встречающиеся трудности, и да не сломят никого из нас выпадающие на нашу долю испытания, ибо с нами Бог! С нами Бог, и из нашей жизни уходит страх. С нами Бог, и мы обретаем душевный покой и радость. С нами Бог, и мы с твердой надеждой на Него совершаем свое земное странствование.
Шествуя за Христом, человек идет против стихий мира сего. Он не покоряется встречающимся соблазнам и решительно разрушает стоящие на этом пути преграды греха. Ведь именно грех отдаляет нас от Бога и делает нашу жизнь по-настоящему горькой. Именно он, заслоняя свет Божественной любви, ввергает нас в многоразличные бедствия и ожесточает наши сердца по отношению к другим людям. Побеждается же грех только благодатью Святого Духа, которая подается нам через Церковь. Сила Божия, будучи нами воспринятой, преображает наш внутренний мир и помогает в соответствии с волей Господа изменять мир внешний. И потому отпадающие тем или иным образом от единства церковного теряют, подобно засыхающему дереву, способность приносить поистине добрые плоды.
Особое слово я хотел бы сегодня обратить к жителям Украины. Братоубийственное противостояние, которое возникло на земле Украинской, не должно разделять чад церковных, сея в сердцах ненависть. Настоящий христианин не может ненавидеть ни ближних, ни дальних. «Вы слышали, - обращается ко внимающим Ему Господь, - что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших… да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мф. 5:43-45). Пусть эти слова Спасителя станут для всех нас руководством в жизни, и пусть злоба и неприязнь к другим никогда не обретают места в нашей душе.
Призываю всех чад многонациональной Русской Православной Церкви сугубо молиться о скорейшем полном прекращении вражды на Украине, об исцелении ран как телесных, так и душевных, нанесенных войной людям. Будем и в храме, и дома искренне просить об этом Бога, будем молиться также и о тех христианах, которые живут вдали от наших стран и страдают от вооруженных конфликтов.
В эту же Рождественскую светозарную ночь и последующие святые дни восхвалим и превознесем нашего Спасителя и Господа, благоизволившего многого ради человеколюбия Своего прийти в мир. Подобно библейским волхвам, принесем Богомладенцу Христу свои дары: вместо золота - нашу искреннюю любовь, вместо ладана - теплое моление, вместо смирны - доброе и заботливое отношение к ближним и дальним.
Еще раз поздравляя всех вас, дорогие мои, со светлым праздником Рождества, а также с наступившим Новолетием, молитвенно желаю вам обильных милостей и щедрот от Великодаровитого Господа Иисуса. Аминь.
+КИРИЛЛ,
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Рождество Христово
2015/2016 гг.
г. Москва
Рождественское послание Блаженнейшего Митрополита Онуфрия
Дата: 06/01/2016
]" title="Блаженнейший Митрополит Онуфрий">
Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры, верные чада нашей святой Украинской Православной Церкви, сердечно поздравляю всех Вас со светлым праздником Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Тайна явления Бога во плоти (1 Тим. 3:16) принесла миру и всему человечеству Божий мир и Божие благоволение (Лк. 2.14).
Сегодня человечество живет сложной и запутанной жизнью, от которой веет отчаянием и смертью, и воспоминания о великой Тайне рождения в мир Мессии-Христа вдыхают в нас светлую надежду на будущую радостную, счастливую и красивую жизнь.
Напоминая нам о том, что земная жизнь является лишь кратким отрезком времени, за который человек должен приготовить себя к вечности. Христос Спаситель пришел в мир не в окружении бурных событий надменной людской цивилизации, а в нетленной красоте человеческой простоты и скромности, свидетелями которой были бессловесные животные и чистосердечные пастушки.
Мы с радостью вспоминаем о том, как Матерь Божия, Преблагословенная Дева Мария, не найдя места в Вефлееме, пошла за город в бедную пещеру, куда загоняли, во времена непогодыи холода, бессловесных животных. В этой пещере свершилось Таинство, которое на протяжении многих тысячелетий воспевали Пророки и на которое надеялось все человечество: в пещере родился Сын Божий, Который пришел на землю, чтобы спасти падшего человека. Вефлеемская пещера стала местом, где Небо соединилось с землей, где сошел на землю Божий мир и Божие благоволение.
Услышав от Ангелов весть, что в Вефлеемской пещере родился Мессия-Христос, пастушки поспешили на поклонение Богомладенцу, Которого они нашли повитым в яслях (Лк. 2:16). Здесь пастушки рассказали все, что возвестил им Господь об этом дивном Божественном Младенце (Лк. 2:17).
О рождестве Христовом радовалась вся природа. На небе появилась чудесная звезда, которую увидели мудрые Волхвы. Эта звезда привела их с далекого востока к Святому Богомладенцу, Которому они принесли дары: золото, смирну и ладан, - и поклонились Ему, как вечному Царю и Первосвященнику, Который должен принести в жертву за грехи человечества Самого Себя (Евр. 7:27).
В эти святые дни каждый из нас, дорогие братья и сестры, должен заглянуть в свою душу и спросить себя: а что мы приносим в дар своему Спасителю и Мессии? Приносим ли мы Господу каждый день молитвы (Пс. 49:14), которые являются духовным золотом? Подчиняем ли мы свою жизнь Божественным законам, которые являются вечной истиной (Пс. 118:86), которые как смирна умащают человека и делают его мертвым для греха (Пс. 118:6)? Приносим ли мы Господу покаяние в своих проступках против Его святых заветов?Совершаем ли мы добрые дела, которые как ладан благоухают перед Богом? Если это есть у человека, то он блажен, а если нет, то мы должны заставлять себя все это творить.
Сегодня мир наполнен спорами и враждой. Сегодня мы живем в тревоге и неуверенности в завтрашнем дне. Сегодня войны и слухи о войнах приводят в страх целые народы (Мф. 24:6). Многие люди в отчаянии и им кажется, что ничего невозможно сделать для преодоления этого общечеловеческого хаоса. В действительности это не так. Если каждый из нас будет молиться, будет подчинять себя Божественным законам; если каждый из нас будет любить своих ближних, даже тех, кто нас ненавидит и против нас враждует, то мы будем вносить в общемировую сокровищницу свою лепту добра, которая будет привлекать на все человечество Божие благословение.
Ради справедливости надо сказать, что сегодня на земле не много таких людей, которые молятся, ради Бога терпят, прощают и любят. Однако это не является поводом для уныния.
Христианин, если даже никто из окружающих тебя не будет молиться - ты молись, если никто не будет терпеть, прощать и любить, - ты терпи, прощай и люби. От твоего жертвенного подвига все равно будет, пусть и небольшая, но все же польза не только для твоей души, но и для всего мира.
Сегодня в мире также много говорится о недопустимости дискриминации человека. В связи с этим Церковь напоминает, что если это касается греха, то с греха дискриминацию, т.е. ограничения, снимать нельзя, потому что грех - это убийца человека, и ему нельзя давать свободу.
Церковь любит человека, каким бы грешником он ни был. Церковь не осуждает человека, Церковь осуждает грех. Мы, христиане, не хотим, чтобы грех уничтожал человека. Помните, дорогие братья и сестры, что Сын Божий родился в мир не для того, чтобы дать свободу греху, а для того, чтобы уничтожить грех и дать свободу человеку.
Еще раз сердечно поздравляю всех Вас, дорогие братья и сестры, с Рождеством Христовым. Желаю всем здоровья, счастья, спасения и успехов во всех Ваших добрых делах и начинаниях. Пусть Божий мир и Божие благоволение сияют над нашим Отечеством и над всем миром. Пусть наша Украинская земля наполняется взаимоуважением и любовью к Богу и ближнему. Будем молиться и прощать друг другу, потому что Сын Божий родился для того, чтобы простить и благословить всех нас и Ему, нашему Господу и Спасителю, от нас благодарение, слава и честь и поклонение во веки. Аминь.