Click to view
Периодически почитываю
блог моего знакомого, публикующего уникальные вещи, которые, правда, не всякому будут интересны. Но это дело десятое. Вчера он разместил очередной фрагмент толкований свт. Григория на Книгу Иова. Прелюбопытное, скажу я вам, чтение получилось. Почему-то вспомнил про разные средства и их членов.
Оригинал взят у
farisaios в
Толкование на Книгу Иова свт. Григория Двоеслова - Книга XII, ч.7....
47. Во всем, что злой человек делает, он омрачен и тоской, и скорбью, и нуждой, потому что его душа прибывает в тревоге и опасении... один человек, оставив правду, заставляет свой ум лгать, чтобы он смог обмануть разум тех, кто слышит его; но какого большого труда это стоит, чтобы охранять с достаточным вниманием этот обман, чтобы он не был обнаружен! Ибо он ставит перед глазами, какой ответ могут дать ему те, кто знают правду, и какое огромное усилие мысли он делает, в соответствии с техникой лжи, чтобы превзойти доказательства истины. Он скрывает себя и тут и там, и на той стороне, где его могут вывести на чистую воду, его ответ должен выглядеть примерно так, как ответ, напоминающий правду, в то время как если бы он был единомышленником, он мог бы просто сказать правду, несомненно, без этой боли. Ибо путь истины гладкий, а дорога лжи тяжела. И, следовательно, сказал пророк: они приучили язык свой говорить ложь, утомили себя грехом [Иер. 9:5]...
56. Ибо гордый человек, чем он более силен в этой жизни, тем более бесстыдную свободу позволяет он узде своего языка, так, что он произносит плохие вещи всякого рода, не воспринимает ни одного другого человека с его словами, ранит других оскорблениями, бросая на них проклятия. Но иногда он уносится и в богохульстве против своего Творца, как сказано псалмопевцем о таких людях: они обращают свои уста к небесам, а язык их расхаживает по земле [Пс. 72:9]... По этому обстоятельству становится понятно, что в той части, где человек наиболее согрешил, в той части он будет тем яростнее гореть. Поэтому он по праву теперь говорит: И дыханием уст его он будет забран; потому что он получит наказание, в той мере, в какой он не сдерживал дыхание уст в страхе Божием.
После прочитанного остается надеяться, что особи, вещающие для широких масс, как и особи, готовые слушать все, что им вливают, все таки "пребывают в тревоге и опасении". Пусть даже где-то глубоко в душе. Только в этом случае остается надежда на то, что эти особи все же люди. Пусть даже где-то глубоко в душе. Надежда зыбкая. Ведь, согласно святителю, человек прикладывает много усилий "чтобы охранять с достаточным вниманием... обман". А у
рыбы полипа, к примеру, такой проблемы нет.