Апостол украинской идеи, ч.1

Jan 16, 2015 13:41

Знакомый, проживающий в Майданеке, а потому пожелавший пока остаться в тени, работает над темой религиозного осмысления процессов на Руине и в мире. Попросил опубликовать начало статьи, посвященной личности известного идеолога украинского национализма - Дмитрия Донцова. К оценке личности этого деятеля знакомый подходит с позиций сектоведения и сравнительного богословия.
Пока публикую первую часть статьи.




Дмитрий Иванович Донцов - украинский политик, публицист, литературный критик, основатель теории интегрального национализма.

Рассматривать украинский национализм можно как феномен политический, культурологический, этнографический и т.д. Мне думается, что украинский национализм это в первую очередь явление религиозное и рассматривать его нужно с позиций религиоведения. Есть авторы, которые рассматривали украинский национализм как религиозную тоталитарную секту. Такой подход верен отчасти. Безусловно, украинский национализм, особенно в той форме, в которой он развивается сегодня, имеет ряд признаков тоталитарной секты. В первую очередь это методы контроля сознания адептов:

А) Отказ от всего прошлого. Учение секты, применяя метод отказа от прошлого, убеждает адептов в том, что весь их опыт в прошлом и даже опыт предыдущих поколений - сплошная ошибка. От адептов требуется порвать любые связи, соединяющие их с прошлым (социальные, семейные, исторические и др.). Таким образом, адепт становится «белым листом» для новых «записей» секты.

Б) Разделение сознания и воли. Цель метода - завладеть волей человека, превратив его в послушного организации адепта. Для этого сознанию и воле человека даются разные задачи. Сознание загружается работой над какой-нибудь идеей или понятием без реального смысла (что обеспечивает эффект Сизифова труда), воля подавляется внешним воздействием - трудом, недосыпанием и недоеданием, постоянным нахождением в центре внимания других адептов и т.д. Результатом метода является потеря человеком сознательного контроля над собственной волей.

В) Полное погружение в учение, идеи, жизнь секты - тотальная индоктринация. Человек не получает больше никакой информации, кроме информации, которую предоставляет ему секта. Тем самым для человека реальный мир подменяется миром, созданным для него сектой.

Схожи приемы вербовки с вербовкой в секты. Для контроля над сознанием человека «миссионеры» стремятся взять контроль над:

1) Поведением жертвы. Это и заманивание человека на «свою территорию», и навязывание непонятных для человека поступков и действий, и т.п. Человек, поступающий по чужим, навязанным ему правилам, менее устойчив к сопротивлению.

2) Эмоциями жертвы. «Бомбардировка любовью» - любимый прием многих сект. Человек, которому льстят, который оказывается среди любвеобильных людей, невольно раскрывается даже для незнакомых ему людей. И напротив - «бомбардировка ненавистью», как игра на не менее сильном чувстве, позволяет втянуть жертву в некое единое с другими адептами «эмоциональное поле».

3) Языком жертвы. Наше сознание тесно связано с нашей речью. Речь это очень глубокий психофизиологический процесс. Поэтому, когда человек вынужден общаться на навязанном ему незнакомом языке (как правило в сектах это особый «новояз»), его сознание невольно подстраивается под идеи, навязанные извне.

4) Информацией, получаемой жертвой. «Заваливая» жертву информацией (устной, печатной) «миссионеры» секты убивают двух зайцев - во-первых, физически уменьшают для жертвы возможность получения другой информации. Когда человеку знакомиться с критической литературой, с литературой других движений, когда все время уходит на изучение новой информации? Во-вторых, человек погружается в созданный сектой информационный мир, невольно впитывая в себя идеологию секты.

Несмотря на поразительное сходство с сектой, полностью отождествить украинский национализм с сектой, на мой взгляд, нельзя. Во-первых, многие исследователи, например Ушаков Д.Н., Ожегов С.И., Троицкий В.Ю., Чернышёв В.М., Глухов И.А. и др. определяют секту как религиозное течение, отделившееся от некоего основного вероучения. Но в идеальном понимании национализм не является религиозным феноменом. Во-вторых, под сектой подразумевают (Ожегов С.И., Дворкин А.Л.) течение, противопоставляющее свое вероучение господствующему. Украинский национализм, на сколько мне известно, не противопоставляет себя национализму вообще, скорее дополняет феномен национализма новой формой. В-третьих, под сектой понимают (Ушаков Д.Н., Ожегов С.И., Дворкин А.Л., Глухов И.А., Чернышёв В.М.) замкнутое общество. Однако, сегодня украинский национализм замкнутостью не отличается, скорее наоборот - имеет активную, даже агрессивную «внешнюю политику». Если определять украинский национализм как секту, то наиболее точное определение к нему мы найдем у В. И. Даля: секта - «братство, принявшее своё, отдельное ученье о вере; согласие, толк, раскол или ересь». О расколе, как мы уже сказали, говорить не приходится о ереси тоже, так как национализм изначально не является религией. А вот «братство, принявшее своё, отдельное ученье о вере» можно рассмотреть подробнее. С таким определением сектой назвать можно разве небольшую по количеству адептов религиозную группу. Если же число адептов велико и территориально они расселены почти по всему миру, то в таком случае уместно говорить уже не о секте, а о ряде религиозных представлений, мировоззрений и верований, составляющих единое религиозное течение или религию. С позиции феномена религии попробуем рассмотреть украинский национализм.

Даже беглое изучение всех работ известных украинских националистов выходит за рамки объема небольшой статьи. Поэтому уместно будет изучить работы одного из идейных основоположников украинского национализма - Дмитрия Донцова. К тому же этот автор один из наиболее плодовитых идеологов украинского национализма и один из наиболее авторитетных.

Перед рассмотрением работ Д. Донцова как работ религиозного содержания, остановимся на самом феномене религии для представления предмета нашего исследования.

Religare - (лат.) связывать, соединять. Любую религию можно определить как попытку восстановить связь профанного бытия с сакральным, после того, как эта связь была разрушена в результате неправильных действий человека по отношению к Нумену (Святому).

Согласно данному определению в любой религии в той или иной степени можно выделить:

1) Представление об обычном, мирском - профаном.
2) Представление о Святом, сакральном.
3) Учение о том, что когда-то обычное, мирское бытие имело тесную связь с Нуменом.
4) Учение о том, почему и как связь была разорвана.
5) Учение о том, как связь можно восстановить и соответственно определенный культ, призванный восстановить связь.

Отдельно, опять же в той или иной степени, в каждой религии можно рассмотреть священные предметы, священные представления и священные переживания (религиозный опыт).

Итак, если нам удастся выделить в учении Дмитрия Донцова в той или иной форме большинство указанных выше признаков религии, мы сможем утверждать, что украинский национализм, по крайней мере, в представлении Донцова это религия.

О правомерности рассмотрения работ Дмитрия Донцова как работ религиозного содержания свидетельствует библиография автора, в которой есть названия таких работ: «Від містики до політики», «Душа москаля», «Єдине, що є на потребу» (аллюзия на диалог Христа и Марфы), «Ідеї Шевченка про Бога і націю», «Незримі скрижалі Кобзаря (Містика лицарства запорозького)», «Церква і націоналізм». О религиозном содержании этих и многих других работ Донцова будет сказано дальше.

О том, что работы Донцова имеют вероучительное значение для сторонников украинского национализма свидетельствует, например, материалы научно-теоретической конференции, озаглавленные как: «Дмитрий Донцов - апостол украинской идеи». Аналогичное название имеет сайт, посвященный творчеству Донцова: http://dontsov.info/. Тут можно отметить, что Донцов называется апостолом не только национализма, а «украинской идеи» целиком, т.е. украинства вообще. Далее: «Націоналізм як релігія: приклад Дмитра Донцова та ОУН (1920-1930-ті роки)» Олександр Зайцев, «Поміж містикою і політикою (Дмитро Донцов на тлі української політичної історії 1-ї половини ХХ ст.)» (Олег Баган), «Про елементи міфічного в конструюванні української національної ідентичності (на прикладі публіцистики М. Костомарова та Д. Донцова)» (В'ячеслав Артюх).



(Продолжение следует)

Бесы, Поле чудес, Хорошее

Previous post Next post
Up