.
"Рожденный не в первый раз и уже не первый завершая круг внешних преображений, я спокойно и просто открываю свою душу". (Сологуб)
Знаменательное приближение к Дхамме. Однако, при всех интуициях "западных" людей, ими никогда не задается вопрос: "Кто этот "я", барахтающийся в месиве перерождений? Что и чем он наблюдает?". Вот что никак не может уяснить себе европеец, совмещая в одном понимании поток бесконечных трансформаций со своим драгоценным ощущением "я". В одном порыве сознания Сологуб допускает сразу две, или вернее, одну, но зато двояковыпуклую ошибку, и даже не замечает этого: говорит о своем "я", "раскрывающем его "душу" (а за скобками еще тяготеет "Я" "Бога", опять же чудесным образом возвращающее мыслящего Его субъекта к себе). Это фундаментальное непонимание отсутствия "я" в каких-либо онтологических процессах и формирует, собственно, камму, топливо рождений и смертей. "Камма есть воля", говорит Татхагата. А источник воли заблуждение, питающееся иллюзией "я".
Неизбывно мерцающее при всех актах сознания, конвоирующее любое его восприятие и ощущение, "я", наблюдающее процесс видоизменений, мнится как неотменимая сущность, вечная субстанция бывания. Поэтому В.В. Розанов и недоумевает: "Личинка, куколка, бабочка - которое же из них [ее] "я"?"
Никакое. Такое же, как пыльца на ее крыльях или во взмахе ее крыла.
Сознание всегда отслеживает себя из прошлого, себя-прошлое, фиксирует лишь прошедшее событие, хоть на атом да запаздывающее за ним, отстающее от него. Этот наблюдатель прошлого и присваивает себе мнимые функции мнимого "я" и распространияет их на "настоящее" и "будущее". Не видя (не сознавая), что созерцает уже погибшее время, исчезнувшее сознание, шлейф происшедшего. Без "я", таким образом, время существует только в прошлом, а лучше сказать, вообще не существует.
Поэтому пока зритель видит, он есть. А не пока он есть, он видит.