.
Человек всю жизнь является соглядатаем мира, соглядатаем других. В это время другие также наблюдают его, и мир преследует его. Они встречаются друг с другом в пространстве взаимного отрицания, обусловленного противостояния. Даже приятие другого, на мистической глубине, есть его отрицание, поскольку противопоставлено ему как объекту. Когда человек научается быть соглядатаем себя, перестает быть соглядатаем мира, мир больше не видит его, оставляет его. Он и сам перестает видеть себя извне, а видит лишь себя внутреннего, как изменение сознания.
В созерцании постоянно изменяемого сознания заключена единственно значимая для "я" драма, что примиряет с изменением мира. А затем вовсе снимает ее.
Пространство отрицания и негативизма истощается без взаимодействия с ним. В этом обусловленность страдания в мире, страдания мира. Человек возвращается к себе и перестает быть соглядатаем даже себя, когда он понимает все внешние изменения как изменения своего сознания.