.
"Среди величайших вещей, которые находятся вне нас, существование “ничто” - величайшее". (Леонардо да Винчи)
Удивительно, что эта голая абстракция, высказываемая художником и порожденная его "практическим разумом", помещается этим разумом вне себя.
Иначе бы он не говорил о существовании ничто "вне нас". Как будто разум может произвести из себя некие феномены "чистого разума", пусть даже абстракцию "небытия", не ограниченные этим разумом, не обусловленные его свойствами. И как будто достоверно известно, что умозрение, тем более умозрение о ничто, действительно и может быть мыслимо в категориях существования. Ибо всякое мышление, исходящее из сущего, даже мышление о небытии, есть бытие, утверждаемое в бытии, принадлежность бытия и рабство бытию. Воображаю себе розовощекого тысячелетнего мыслителя, тысячу лет размышляюшего на берегу Леты о Ничто и не продвинвушегося ни на гран в осмыслении не-сущего. Я вообще подозреваю, что всякое отрицание не просто подразумевает отрицаемое, но утверждает его больше, чем само отрицание. Я думаю, что смерть есть другое название жизни.
Где тогда может быть опора "ничто", позволяющая возводить это громоздкое здание несуществующего? Разве что в себе самом, в субъекте, обусловливающем это "ничто". Вот это и есть пустота пустоты: мышление вакуума средствами вакуума в вакууме о вакууме. И тогда что в этом вакууме "реально", что действительно существует? Кроме этого "ничто", которое находится в нас самих и мыслит себя ничем (инструмент) и ничем же (объект). Пустота пустоты пустоты, мыслящая о пустоте, делающая отчаянный бросок к объективации, называя себя "ничто". Бытие измерено существованием "ничто" как собственным отрицанием.