В моем детстве 5 декабря, день принятия сталинской конституции, был выходным. Потом Днем Конституции сделали 7 октября. С 1994 года - 12 декабря. В 2005-м решили, что в День Конституции можно и поработать.
Сколько у нас было конституций? До 1917 года все боролись против самодержавия, но с 1906 года у России была конституция. Основные законы Российской империи, зафиксировавшие в 1906 г. существование законодательной Государственной думы, - что это, если не конституция?
А потом понеслось…
По конституции 1918 г. верховная власть принадлежала Съезду советов. В конституции была этакая бандитская откровенность - она не пыталась делать вид, что в новом государстве все равны, лишив большую часть населения политических прав . Даже союз рабочих и крестьян выглядел странно - один голос рабочего приравнивался к пяти голосам крестьян. Впрочем, уже здесь присутствует расхождение между принципами и реальностью. Верховная власть-то была у партии большевиков и ее карательных органов.
В Конституции СССР 1924 г. прибавились слова о том, что Советский Союз -«добровольное объединение равноправных народов». Скольким поколениям потом объясняли, насколько ленинский план создания СССР лучше сталинского, потому что все республики на равных входили в состав Союза, а не подчинялись России. Позднейшие события показали, что не везде оценили демократичность ленинского плана.
В 1936 г., в разгар Большого террора появилась более демократичная конституция. Основной текст, где провозглашалось введение всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и гарантировались свободы совести, слова, печати, собраний, митингов, и даже неприкосновенность личности написал Бухарин, который будет арестован через неполных три месяца после принятия прекрасной конституции. Полтора миллиона поправок обсуждали 75 миллионов советских людей. Те, кого потом гнали по этапу, избивали в камерах, гноили в лагерях. Те, кто стояли по ночам у окна, прислушиваясь к шуму колес на улице и вздыхая с облегчением: Пронесло. Сегодня не за мной.
В этой конституции тоже видна реальность. Статья 131: «Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа». «Закон о трех колосках» был принят еще в 1932 году, и сколько уже малолеток, которых голодавшие матери отправили на колхозное поле подобрать остатки урожая, пожрал ГУЛАГ?
Статья 133: «Измена Родине … шпионаж - караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние». - Скольких людей расстреляли, как японских, немецких, и еще чьих-то шпионов?
И все равно конституция 1936 г. долго была самым демократичным документом в нашей стране. Не случайно в 1965-м правозащитники вышли на Пушкинскую площадь с плакатами «Уважайте советскую конституцию!» И не случайно уже через несколько минут их разогнали.
В 1977-м приняли новую конституцию. Ее обсуждали 140 миллионов. Теперь никого не называли врагами народа. Но - «лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону». Можно вспомнить расстрелянных валютчиков или директора Елисеевского магазина.
Измена родине называлась «тягчайшим преступлением перед народом». С этим не поспоришь. Можно, правда, вспомнить, что это обвинение предъявляли многим, кто предпочел жизнь по другую сторону железного занавеса.
Но и здесь вылезла реальность. 6 статья: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы… является Коммунистическая партия Советского Союза».
Едва отгремели выстрелы в октябре 1993 года, как 12 декабря мы приняли на референдуме новую конституцию. С 81 статьей, где говорится, что одно лицо не может занимать пост президента более двух сроков «подряд». С 31 статьей, гарантирующей право «собираться мирно без оружия». С 19-й , гарантирующей равенство перед законом и судом. С 29-й , гарантирующей право на свободу мысли и слова. С 49-й , гласящей, что «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана».
Какая хорошая конституция определяет сегодня нашу жизнь… Или не определяет?
Тамара Эйдельман