ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО АБХАЗИИ СУХУМ, АБХАЗИЯ. РАЗРУХА И СКАЗКА РЯДОМ.

Aug 05, 2013 23:55


Побывав в Абхазии, не могу ничего плохого сказать о наших соседях-абхазцах. Но вот в адрес русских сограждан есть желание брызнуть ядком. Надеюсь, это яд окажется лечебным.

ТРИ ДОРОГИ, ТРИ ПУТИ

Есть три способа попасть в Абхазию. Можно было сесть в Краснодаре на поезд «Москва - Сухум», следующий со всеми остановками в пути, включая Гагру, не пожелавшую меня видеть (почему, объясню позже). Билет в одну сторону стоит 1150 руб., и это самый дорогостоящий способ, но зато самый легкий в плане прохождения таможни. Что называется, «лежа на печи». Ходит также автобус из Краснодара, стоимость билета в пределах 600 руб., но перспектива 12-ти часов в сидячем положении испугала сразу. Будем честными, наши автобусы пока не обладают необходимым для дальних путешествий комфортом. Зато таможня тоже проходится легко. Разочек вышел из автобуса, тут же рядышком показал паспорт, багаж и можешь спать дальше. Если уснешь, конечно.

Меня автобусные удобства не устроили, и оставался третий способ.

Это поезд из Тимашевска до Адлера, там маршруткой до остановки Псоу, затем самостоятельное прохождение контроля и далее маршрутка уже на территории Абахазии. Отсюда увозят в любые города и поселки, которые туристы для себя выбрали.

В Интернете этот способ описывался трам-пам-пам как весело, но я триста раз пожалела, что не поехала дорогим поездом. Во-первых, если сложить все транспортные расходы с пересадками, то получится не такая уж большая разница. Во-вторых, та-а-ак много идти пешком! Вначале нескончаемо идешь по разбитой стройкой территории Адлерского вокзала. Казалось, у сумки вот-вот отлетят колеса к едрене-фене! Где-то на вокзале, оказывается, тоже есть стоянка с маршрутками, но кто бы подсказал? Вечером в оседающей строительной пыли люди, казалось, никого не видят и не слышат. Выбравшись на дорогу, я села в проходящий автобус с табличкой «Псоу».

ОЛИМПИЙСКИЙ ХЛЕБ

Я слышала раньше, что Адлер это самый красивый город нашего побережья. Жаль, что не удалось в этот раз полюбоваться его красотами. Сейчас тут везде стройка-стройка-стройка.

На часах было восемь вечера, и на остановке возле будущей олимпийской деревни в автобус вошли работяги. Их было с десяток, в основном молодые, лет 20-25. Русских среди них было меньше, чем кавказцев и представителей братского востока. Работа под солнцем сделала свое дело - кожа у нерусских ребят была шоколадного цвета. А наш хлопец-блондин весь бедолага покраснел. Несмотря на довольно длинный рабочий день, молодежь держалась бодрячком, шутила и галдела. Но один из рабочих выделялся и не только возрастом. Этому мужчине, примерно лет сорока, было вовсе не до смеха. Весь его вид вызывал только сочувствие. Сожженные солнцем первые морщины, тусклый взгляд. Казалось, он вот-вот упадет от усталости. В глазах его было море грусти, и сердце сжалось… Какой же ты все-таки трудный, олимпийский хлеб!

ДО ГРАНИЦЫ С БЛОНДИНКОЙ

Остановка Псоу конечная. Со мной вышла худенькая блондинка и без лишних слов повела меня за собой на границу. Только поторапливала в пути.

- Видишь, сколько их? - показывала она на туристов, как и я, волочащих сумки в сторону солнечной Абхазии, - надо быстрей идти, а то сейчас очередь их них наберется.

И мы пошли очень быстро, всех обгоняя. По пути перекидывались фразами о том, о сем. Я успевала рассматривать свою интересную собеседницу. Красавица! Хрупкая, и при этом шустрая, жилистая. В ней чувствовалась отнюдь не женская сила. И манера разговора… эх, как бы пошла это красотке нежная речь! Но почему?! Ответ стал вскоре ясен.

- Вот каждый день так на работу добираюсь и с работы! - пожаловалась попутчица, - три часа в одну и другую сторону. А моему козлу все не так! Кормишь, поишь его, а он еще недоволен! Нормально такого мужа иметь?

И надолго ли хватит этой красоты? Похоже, русский муж даже в Абхазии остается русским…

Мы летели, как быстрые лани, но путь и прохождение контроля все равно заняли не меньше, чем полчаса.

- Ну, пойдем, посажу уже тебя в маршрутку, чтоб спокойной быть, - предложила моя новая знакомая, и я не отказалась.

Стоимость проезда до Сухума составила еще 150 рублей. Там такси по городу - еще сотня. В общем, жадный платит дважды. Всем, кто не терпит автобусов, однозначно рекомендую прямой поезд.

ЛЮДИ И КЛИМАТ

Поезд прибывал вечером, поэтому вопросом ночлега я озаботилась заранее. Жилье искала в Интернете, изначально хотела Гагру, но приютить меня, одинокую и посему не очень выгодную туристку, не захотели нигде кроме Сухума. Ну и хорошо!

Вам вот, наверное, тоже интересно, почему я пишу Сухум, а не Сухуми?

- Сухуми это по-грузински, - объясняла мне квартирная хозяйка с красивым именем Мариэтта.

Поселилась я, как и хотела, за триста рублей в сутки. Жилье попалось аккуратное, с удобствами и кухней. Климат здесь дождливый, поэтому главная беда съемных каморок - сырость. Отсюда у нерадивых держателей жилья запах. Но мои хозяева оказались аккуратистами. Вообще, я считаю, мне повезло. К тому же у самого берега моря и в самом центре города - то, что надо!

При желании в Абхазии можно поселиться еще дешевле - за 200-250 рублей. К примеру, на так называемой здесь в народе «сухумской рублевке» - новом микрорайоне города с белым, как на Мальдивах, песком. Весь остальной берег абхазского моря галечный. Ах, да, чуть не забыла о главнейшей проблеме абхазского отдыха. Это комары! Если соберетесь в Абхазию, берите жидкое средство от кровососов. На пластинки они совершенно не реагируют, представляете!

О комарах я не знала, зато наслушалась-начиталась перед поездкой много страшных рассказов про абхазцев. Например, что они женщинам проходу не дают. Ой, девочки-мальчики! Какая ж это ерунда! За неделю ну хоть бы один пристал! Я даже комплексовать под конец начала. Шутка! Пристают обычно к тем, кто этого сам жаждет и ищет. И не только в Абхазии. У меня давно такой вывод.

Абхазские мужчины показались мне джентльменами. В салоне сотовой связи, куда я зашла купить местную телефонную карточку, увидела такую картину. Один абхазец из очереди заметил, что жалюзи на окнах запутались, сел на корточки и все-все аккуратненько поправил. Чет прям даже замуж за абхазца захотелось, честное слово!

Приятно удивил также ненавязчивый сервис на рынке и в магазинах. Хочешь - покупай. Не хочешь - стой, смотри. Да хоть пляши! Абхазцы даже не глянут в твою сторону. А вот русские продавщицы, буду откровенна, достали. Одна вот с космической скоростью накидала мне полный пакетище булок разного колибра, едва я успевала поинтересоваться ценой того или иного изделия. Встретившись с моим немым взглядом, опомнилась и выложила свой магазин обратно на полку…

СРЕДИ ВОЕННОГО ПЕПЛА

Мне понравились глаза у абхазцев. Очень спокойные. Мудрые. Без хитрого змеиного прищура. Без злобы, без ненависти. Двадцать лет назад здесь была война, и мне подумалось, что эти люди ценят каждую минуту мирного сосуществования. А черные дыры оконных проемов многоэтажек и частных домов не дают забыть то страшное время.

Улицы столицы и пригородных деревень, куда я ездила на экскурсии, наполовину не жилые, разбитые войной. Я спросила у местных, чьи это дома, почему в них никто не живет. Оказалось, это грузинские дома. Когда абхазская армия шла с победными боями по своей земле, много лет живущие здесь грузины, бросали нажитое и убегали в Грузию. Жилье тут же кто-нибудь занимал. Основанием являлась бумажка с фамилией нового владельца из местных коренных, прикрепленная на двери внезапно обретенного жилища. Ремонтироваться новым хозяевам до сих пор не на что, вот и стоят их дома, как памятники войне.

Вокруг места, где я жила тоже полно разбитых домов. Я спросила у Мариэтты, как они пережили войну, что с ними было. Вот что она рассказала:

- На нашей улице тоже были бои. Я схватила детей и уехала в Армению, это ближайшее место, где у нас есть родня. Муж остался охранять кров, хотя это было опасно. Однажды солдаты пришли к нам в дом. Забрали все ценное, угнали машину. Хорошо, муж успел спрятаться в огороде среди зарослей. Других пытали, требовали показать, где спрятаны деньги и ценности. В соседней деревне всех жителей заварили в огромной промышленной трубе и жгли огнем. Ужасные случаи рассказывали земляки после войны!

Уничтожены все заводы и фабрики. Городу трудно. Всей Абхазии еще трудно, это чувствуется. Мы для них богачи. Сравните, абхазская пенсия составляет 500 рублей. Кому посчастливилось иметь российское гражданство, имеет еще 3 700 в месяц. Для нас - ерунда. Для них - огромное подспорье. В разговорах абхазцы не скрывают, что мечтают о воссоединении с Россией. Они видят в этом надежду на возрождение своей страны из военного пепла.

Абхазские бабушки до сих пор живут в страхе после пережитого мародерства. Несколько раз они останавливали меня на сухумских улицах, поучали прятать хорошенько деньги и держать крепче сумку. Одна   услышала в автобусе, как я беседую с молодым абхазцем на предмет, где находится банкомат. Так она выскочила за мной на остановке и давай воспитывать!

- Детка, что ты! Мы голодаем! А ты говоришь парню, что у тебя есть деньги! Ты заметная, сейчас он выследит тебя! - говорила она с материнской заботой и… страхом!

На самом деле парень был самый нормальный, я в этом уверена. Здешняя молодежь давно уже нашла почву под ногами, владеет бизнесом, а не чужими жалкими кошельками. Как писала моя коллега по перу Екатерина Горобцова в своих абхазских записках, они действительно ездят на иномарках и одеваются по последней моде. Хотя отморозков можно встретить везде, я не спорю.

Но мне в эту солнечную неделю попадались только хорошие светлые люди.

Продолжение следует: о святых местах, как к ним лучше добраться

встречи с интересными людьми, путешествия, творчество

Previous post Next post
Up