Орли, Гай и пердёж в лужу

Jan 11, 2021 07:59


Несколько моих отрывочных рассуждений по поводу видео Орли и Гая про корону. И видит бог, я сдерживалась изо всех сил.

Несколько дней назад в сети появилось видео, где известная парочка журналистов Орли Вильнаи и Гай Мероз представили свое видение коронакризиса и подвергли жесткой критике решения по его преодолению. Оговорюсь сразу: у меня тоже немало претензий к тому, как происходило управление кризисом и к решениям, которые принимались с большим опозданием. А также ко всей политической составляющей этого кризиса. Хочу лишь уточнить, что выводы, которые делают Гай и Орли, к разрешению кризиса нас не приближают, совсем наоборот. А самое главное - авторы этого «расследования», проведенного с многочисленными ошибками, искажениями, передергиваниями и нарушениями журналистской этики, вовсе не озабочены стоящими перед народом Израиля проблемами, а преследуют собственные цели. Какие? Об этом лонгрид, или, как принято  писать в ЖЖ, МНОГАБУКВ.



Итак, в фильме говорится, что первоначальная оценка масштабов эпидемии в Израиле, когда предполагалось, что нас ожидают многочисленные жертвы (речь шла о десяти тысячах), оказалась преувеличенной. С этим трудно поспорить: действительно, десяти тысяч умерших от короны пока нет, сейчас мы имеем цифру «всего» 3.645, то есть треть от ожидаемой оценки в марте прошлого года. Но во-первых, первоначальные оценки базировались на ожидаемой летальности в 3-5% (в соответствии с китайскими данными), а во-вторых, подобная ожидаемая смертность предполагалась в ситуации, когда не предпринимаются ограничительные меры.

Собственно говоря, эта оценка очень близка к шведским показателям, где на данный момент имеется 9.433 умерших от короны и где ограничения носилии рекомендательный характер. Так что цифра в 10 тысяч вовсе не взята с потолка. Да и у нас, к огромному сожалению, летальность не ограничится тремя с половиной тысячами. По моим оценкам, только в январе нам предстоит похоронить от тысячи (оптимистичный прогноз) до полутора тысяч человек, которые умрут от коронавируса. Давайте сверим эти данные через три недели. Я бы очень хотела ошибиться. В феврале с Б-жьей помощью и с помощью Pfizer кривая смертности пойдет вниз.  И вновь обращаю ваше внимание: мы имеем более трех с половиной тысяч смертей (по крайней мере половина из них - преждевременные), и  это несмотря на значительные ограничения на протяжении всего года с начала эпидемии, три локдауна и проседание экономики.

Верно, оценка летальности в 3-5% оказалась преувеличенной, вопрос лишь - насколько? В начале эпидемии проводилось меньше тестов, меньше учитывались бессимптомные носители, а потому общая картина была неполной. Зададимся вопросом: каков приблизительно процент бессимптомных носителей в общей картине заражения? Можно ли говорить о том, что абсолютное большинство инфицированных болеют бессимптомно и лишь мизерный процент действительно заболевает? По данным журнала «Ланцет», результаты рандомальных серологических исследований показывают, что количество бессимптомных носителей не превышает 17% от общего числа инфицированных.

Орли и Гай призывают на помощь несколько специалистов, действительно уважаемых врачей и ученых и, ссылаясь на их высказывания, делают вывод о преувеличении опасности эпидемии (а затем и вовсе утверждают, что никакой эпидемии нет). Врачи говорят о том, что отделения короны в их больницах не переполнены и даже не заполнены наполовину. И действительно может показаться, что СМИ нагнетают обстановку и только честный семейный канал Вильнаи-Мероз говорит правду.

С маленькой поправкой. Съемки интервью проходили в ноябре, в тот момент действительно благодаря октябрьскому локдауну ситуация в больницах была относительно спокойная. Количество новых случаев не превышало тысячу в сутки, число стационарных больных по всей стране исчислялось пятью сотнями, тяжелых - менее трех сотен. Общее число больных в активной фазе на тот момент - 8-9 тысяч человек. Но вот на что стоит обратить внимание, и здесь уже приходится говорить о недобросовестности авторов фильма. Сняв интервью в конце ноября, они выдают свой продукт только в начале января, когда число новых зараженных составляет 6-8 тысяч в день, процент положительных тестов достигает 7%, активные случаи исчисляются 65 тысячами, число больных в стационарах переваливает за полторы тысячи, а тяжелых и критических приближается к тысяче. И в этот момент зрителям предлагается поверить в то, что никакого кризиса в системе здравоохранения нет и не будет никогда. Верно, несмотря на такие внушительные цифры, кризиса все еще нет, но силы медицинского персонала на исходе, причем эта ситуация будет только усугубляться в ближайшие пару недель. И я не верю, что Орли и Гай не умеют считать и не понимают, что такое экспонента и куда приведет нас эта кривая в самое ближайшее время.

Спрашивается: почему Орли и Гай ждали полтора месяца, прежде чем представить городу и миру свою сенсацию? У меня есть две версии, и обе мне не нравятся, поскольку выглядят отвратительно.

Первая: ребятам захотелось «хайпануть» на горячей теме, и они выбрали подходящий момент - третий локдаун и связанное с ним недовольство масс. У них уже мульёны просмотров (на самом деле меньше, конечно) и сотни благодарственных откликов. Вот, дескать, наконец-то нашлись смельчаки, не побоявшиеся выступить против истеблишмента, раскрыть нам глаза и все такое. Семейный канал, до недавнего времени прозябавший в забвении, обретает новые силы и стремительно взмывает ввысь. Сравню два ролика на одну и ту же тему: 6 декабря Орли и Гай интервьюируют профессора Сирила Коэна (комиссия по клиническим испытаниям вакцины против коронавируса) на тему предстоящего одобрения FDA вакцины Pfizer, ее эффективности и безопасности. Спокойный, непредвзятый разговор. Количество «лайков» под роликом - 59. Комментариев - 25.

Сравним с нынешним «вбросом». Пост, в котором авторы фильма обещают всем желающим послать линк на фильм в личном сообщении (непонятно, зачем, ведь фильм есть в свободном доступе, никто его не думал блокировать), собирает более 4 тысяч комментариев и 3 тысячи «лайков». Это ли не мечта? Давайте будем честными: для любого журналиста рейтинг и хайп - заветная мечта. Но даже в погоне за рейтингом есть какие-то моральные границы, да?

Вторая версия запоздалой публикации «расследования» - политическая. Вот говорят, что Биби подгоняет карантины к своим судам, чтобы бесконечно переносить заседания. Я думаю, что ему просто везет в этом отношении. Но тот факт, что выход фильма задерживается на полтора месяца, о чем-то да и говорит. Подготовка материала такого уровня сложности не требует больше одного дня. Почему видео не вышло в конце ноября? Почему не в начале декабря, например, в тот день, когда Орли и Гай брали интервью у профессора Сирила Коэна? Кажется, у меня есть ответ.

В конце интервью с профессором Коэном звучит вопрос: есть ли необходимость в новом локдауне? Профессор отвечает: «На данный момент можно обойтись другими средствами». Орли и Гай соглашаются с ним, действительно, можно обойтись без карантина. В начале декабря у них и у профессора мнения совпадают. И я очень сильно сомневаюсь, что спроси они у профессора об этом сегодня, он бы ответил, что без карантина можно обойтись. Но Орли и Гаю неинтересно, на самом ли деле нужен карантин в данный момент (а не полтора месяца назад). Главное для них - дискредетировать решения кабинета, создать политический хаос, помешать локдауну. Чтобы потом сказать, что карантин - вообще не метод борьбы с эпидемиями. Впрочем, именно это они и говорят в своем фильме.

Теперь о влиянии этого продукта на неокрепшие души отрицателей пандемии и людей, у которых плохо с арифметикой. Общий тон материала такой: это не чума, не эбола и даже не испанка. Это так, ОРЗ, и не о чем шуметь. Вывод, который сделают люди, не умеющие считать и не обратившие внимание на разницу во времени между съемками и выходом фильма: нам врут, нас заставляют носить маски, соблюдать предосторожность, нас ограничивают в правах, это кому-то нужно, нами манипулирует мировое правительство. И так далее, знакомые нам теории конспирации, включающие легенду о мировой сети педофилов, возглавляемой Клинтонами, и прочий бред. В чем это выразится? Люди станут меньше следовать рекомендациям, больше подвергать риску себя и окружающих.

Еше одна «мысль», жирной чертой проходящая через весь фильм: полюбившаяся многим «шведская модель». Такое впечатление, что авторы настойчиво предлагают добиться коллективного иммунитета при помощи массового заражения (вместо вакцинации). Я здесь даже говорить ничего не буду, правда, надоело. Там выше я привела данные по смертности на настоящий момент, они говорят больше, чем любые рассуждения.

В самом конце один из спикеров (кажется, это директор больницы Ланиадо, но может быть и кто-то другой) говорит: «Каждый день мы швыряем на ветер 50 тысяч тестов (он говорит מבזבזים), каждый тест стоит 100 долларов, эти деньги можно было бы потратить иначе». Итак, финальный аккорд, завершающий все главные посылы фильма (эпидемии нет, это ОРЗ, нужна шведская модель) - тесты не нужны, это пустая трата средств. У меня такое впечатление, что ребятки Орли и Гай сознательно стреляют себе в ногу, потому что большей глупости вообще невозможно себе представить.

Previous post Next post
Up