Вязаная вещь не может иметь четкую форму ...

May 07, 2015 12:20

... а обязана ее иметь!



Таково мое глубокое убеждение. Которое прямо противоречит и всеобщему мнению, и окружающей нас объективной вязаной реальности. К огромному сожалению.

Реальность такова, что чуть ли не первая ассоциация, возникающая при слове вязаный - слово бесформенный. Мне даже периодически попадаются высказывания мэтров дизайна (главным образом, отечественных), которые клеймят вязаные вещи за бесформенность, утверждая, что любая вязаная вещь не может быть ничем иным, кроме как кофтой (бабушкиной, разумеется - а какие еще могут быть кофты?..), а любая женщина в ней непременно становится теткой.

Здесь мы имеем дело с классическим замкнутым кругом.
Подавляющее большинство вязаных вещей действительно совершенно бесформенны. Их авторы сосредоточены на красоте фактуры, поверхности... что обеспечивается за счет пряжи, за счет рельефного узора, ажура или жаккарда... в конце концов, цвета... но о форме они почти не заботятся, или заботятся минимально.

Что и поддерживает устойчивую репутацию вязаного как бесформенного. А эта репутация, в свою очередь, как бы благословляет такой подход к созданию вязаных вещей, в котором нет места проработке формы.

На самом деле все это ужасная чушь и фигня. Это как если бы мы залезли в холодильник, обнаружили, что он пустой, и на этом основании пришли к выводу, что холодильник такая вот гадская штука - он пустой, еды-то в нем нету!
Но, позвольте, разве холодильник в этом виноват? Он, конечно, пустой, но откуда в нем взяться еде, если мы ее туда не положили?.. Еда сама в холодильнике не зарождается! Чтоб она там была, кто-то должен об этом позаботиться!

Ровно так и с формой в вязаных изделиях - конечно, они будут бесформенными, если никто не потрудился заложить в них форму! Собственно, к чему я это все... Главным образом, форма закладывается в вещь на уровне ее конструкции. Т.е. точного количества петель в нужном месте и правильной направленности этих петель.

Но есть и некоторые моменты второго уровня, которые сами по себе формы не создадут, но помогут выявить и обеспечить читаемость тому, что заложено в вещи на уровне конструкции. Один из таких моментов - это ВТО. И, в частности, такой этап ВТО, как сушка изделия, на что, как правило, вообще никто особого внимания не обращает. И совершенно напрасно!

Вязаное полотно - я щас говорю преимущественно о шерсти - имеет способность запоминать форму под воздействием температуры и влажности. Разумеется, если не добавить цемента, то вот так жестко форма не зафиксируется...




... но так жестко нам, как правило, и не надо!

Пример. Вот это пальто сушилось, естественно, в горизонтальном положении, разложенным на специальной сушилке. Смотрите, видите складку на том месте, где обычно бывает боковой шов?




По этой линии полотно было сложено во время сушки. И оно ее запомнило. Причем довольно твердо запомнило, хоть это даже не чистая шерсть, и цемента я не добавляла. Теперь, если не предпринять каких-то специальных мер, эта складка так и будет держаться. Разумеется, на этом месте никакая складка мне совершенно не нужна! Но ее и не будет - вещь пока только постирана, но еще не отпарена, вот как раз отпариванием я от этой складки легко избавлюсь.

Но есть некоторые моменты, где, наоборот, эта память вязаного полотна мне очень даже на руку. Например, у меня заложена красивая форма карманчиков. Но если я не предприму мер для ее выявления, ее почти не будет видно - вы сами представляете, что мокрое тяжелое полотно при раскладывании на сушилке просто ляжет под своим весом совершенно плоско, так высохнет и запомнит именно это. И потом никакими силами я его не заставлю торчать так, как мне нужно. Слегка оттарчивать, а, точнее, отвисать, оно, конечно, будет, поскольку там заложено это конструктивно, но совершенно не так.

Но мне же ничего не стоит обеспечить ему нужную форму для запоминания! Та-дам:




Просто находим подходящий предмет и выкладываем по нему мокрую вещь. В данном случае, поскольку карманов два, нужно было найти два одинаковых предмета. Что, как вы понимаете, тоже не проблема.




Мокрое полотно послушно распределяется по поверхности нужным образом, обтачка карманчика тоже хорошо, правильно выкладывается.




Еще один узел, требующий вспомогательного объекта для сушки, воротничок-стойка.




Поверьте моему опыту, в доме всегда найдется какой-то объект, кастрюля, банка, миска или что-нибудь еще, с идеальными параметрами, диаметром и кривизной поверхности.




В результате стойка, высушенная таким образом, будет действительно стоять, причем ровнехонько.




Чего практически невозможно было бы от нее добиться, если бы ей не была предоставлена нужная форма для запоминания!




Равно как и карманчики никогда бы не показывали себя так, как я это задумала.




А теперь - опа! - они запомнили, как надо себя вести.




Как и стоечка, которая теперь так и будет вести себя как стоечка, а не заваливаться куда не надо.




Предвижу вопросы о том, что будет после следующей стирки, и как можно надрессировать будущего владельца вещи, обычно незнакомого, выполнять все эти шаманские ритуалы. Ну конечно, никак вы его не надрессируете.

Но, во-первых, в обязанности производителя холодильника не входит обеспечить, чтобы он всегда был полным. Во-вторых, финишная ВТО изделия и его текущая стирка - это два совершенно разных вида ВТО. И на этапе финишной до какой-то степени можно заставить изделие что-то запомнить настолько хорошо, что даже последующая текущая стирка у него эту память не отобьет.

Но это тема для отдельного важного разговора.

*Городская легенда, технология, *Пекин, воротник, практикум, карманы, ВТО

Previous post Next post
Up