Когда сам умеешь хоть что-нибудь, я имею в виду, умеешь на серьезном уровне, не по-детски, собственную беспомощность в том, чего не умеешь, осознаешь особенно отчетливо. Это я о продажах, как вы, возможно, догадались.
Распространенного у нас презрительного и снобского отношения к торговле, выражающегося в уничижительном термине "торгаши" я никогда не разделяла. Для меня всегда было очевидно, что уметь торговать - это такой же талант и такая же профессия, как и уметь что-то создавать.
Понятие же профессии предполагает не только наличие определенных изначальных способностей, но и, в первую очередь, специальных знаний и навыков. Способностей таких мне при рождении точно не выдали, поэтому я озаботилась получить немного знаний об этом. О профессионализме, конечно, в моем случае говорить не приходится, но хотя бы какой-то базовый, минимальный набор сведений нужен, решила я в какой-то момент, и полезла в интернет.
Как и ожидалось, информации там обнаружилось море разливанное. Я прослушала nn-е количество лекций и вебинаров, кое-что почитала и теперь, по крайней мере, знаю, какой вид маркетинга подходит именно мне, кустарю-одиночке с мотором.
Это называется партизанский маркетинг, т.е. такой, который не предполагает вложения денег. Бесплатный, короче.
Не скажу, что все рецепты партизанского маркетинга мне пришлись сильно по душе! Впрочем, и непартизанского, честно говоря, тоже. Поскольку я сама, как и любой человек в современном мире, постоянно подвергаюсь попыткам что-то мне впарить, многие методы меня дико раздражают. Соответственно, мне бы очень не хотелось самой их использовать.
Но! И это важное знание, которое я приобрела в процессе своего маркетингового ликбеза - тупые, идиотские, примитивные и противные методы реально работают. Собственно, поэтому ими все и пользуются, а вовсе не потому, что не видят всей их тупости, примитивности и противности.
Вот несколько примеров. Первый - на фото вверху. Это кадр из американского полицейского сериала, речь идет о поддельной водке.
Смотрите, ассоциация водка-Россия у всех уже работает - значит, напишем этикетку "по-русски". Да и хрен с ним, что с кучей ошибок! Кто это будет реально читать? Нам же не надо по-русски - "по-русски", чтобы включить ассоциацию, вполне достаточно.
Назовем свой продукт типа "русским" словом ВОТОВА - да и хрен с ним, что такого слова по-русски не существует и существовать не может! Знаете, бывшего полковника КГБ, а ныне главаря русской мафии тоже не могут звать, извините за выражение, Айзеком Сидоровым (тоже реальный пример из сериала) - однако такое имя включает нужную ассоциацию, а значит, то что надо.
Мы даже подкинем косточку для шибко умных, которые - ну, может же такое быть! - в состоянии пару русских слов разобрать. Напишем, шо это ручная работа. Да и хрен с ним, что водка "ручной работы" просто нонсенс хоть "в России", хоть в Антарктиде! Если сейчас последнему пингвину уже вдолбили, что ручная работа - это круто, включим и эту ассоциацию.
Тупо?.. Глупо?.. Смешно?.. Да, да и да. Но это совершенно не те вопросы, которые нужно себе задавать с точки зрения маркетинга!
Вопрос должен быть только один - работает? Да! Ну, значит не о чем дальше и говорить. Берем.
Вот пример из отечественной практики. Обожаю его!
Здесь эксплуатируются чувства очень обширной аудитории, имеющей пристрастие к теме всего исконно-посконно-сермяжного и прочего русского-православного-славянского-домотканого. В последнее время государство колоссальную работу провело для удобрения и взрыхления этой грядки, немерянные, фантастические деньги в нее запахало, бюджеты, как сейчас принято говорить - ну грех не воспользоваться, не сорвать с этой грядки свою ягодку... свой ананасик!
Прием очевиден - берем "церковно-славянский" шрифт ижица, берем картинку типа "из старинного русского быта"... для особо одаренных, которые в жизни видели вообще не так много печатных букв, т.е. "церковно-славянский" шрифт у них никакой ассоциации не включит, напишем "скатерть-самобранка" - ну куда уж посконней, это даже они поймут, о чем.
Да и хрен с ним, что в самобранные времена никакой скатерти даже в кошмаре никакие ананасы привидеться не могли, ибо домотканных ананасов не бывает и быть по определению не может! Ты, блин, видел, шоб я наши яблочки дрянью какой-нибудь поливал??? А также наши апельсины, ананасы и маракуйю?.. Вот и помалкивай, пока оглоблей не огреб! Здесь русский дух, здесь Русью пахнет! Все, включая ананасы. Мы тут, блин, не ботаникой занимаемся, нам продать нужно.
Дикость? Полнейшая. Работает? Еще как!
Но есть и противоположная, простите меня, парадигма. Которая тоже имеет существенное влияние на умы аудитории. Все наше - отстой, все импортное - круто. И она тоже вполне себе работает, а значит, пользуемся ей на всю катушку:
Берем березовый сок - вы себе можете представить продукт более посконный и домотканый??? - да и называем его красивым "иностранным" словом Grante. Че такое вообще Grante и почему ни один словарь такого слова не знает?.. на каком это языке?.. Да ни на каком! На том же самом, на котором слово VOTOVA. Мы тут не языки изучаем!
И, кстати, опять-таки не ботанику - да и хрен с ним, что на березе не растут ягоды! Делаем красивую картинку, подписываем "по-иностранному" - и золотой ключик у нас в кармане.
Тупо? Малограмотно? А не пойти бы вам с такими мерками... в университет, на кафедру русской филологии! У нас тут не университет, а прилавок. И для прилавка это очень даже грамотно.
Хочешь продавать? Вот тебе некоторые работающие приемы. Безвозбезддо, то есть даром!
Хочу ли я продавать свои вещи? Определенно да. Представляю ли я, как вышеописанные приемы применить к своей ситуации? В общем, тоже да.
Готова ли я это сделать? Вы знаете, пока нет.
Вот еще один богатый пример креативного маркетинга. Из серии "ну, во-первых, это красиво".
Фото из интернета.
Я, пожалуй, не буду это комментировать - изящество приема, полагаю, очевидно и без моего комментария.
Какой из всего этого вывод? Очень простой - я пока еще очень мало узнала о маркетинге. Наверняка существуют маркетинговые ходы, которые и продажам способствуют, и я смогу их применять, не чувствуя себя идиоткой.
Будем искать! )))