Для начала - что такое бесцельно шарахаться по интернету и читать всякую мутоту на женско-гламурно-психологических ресурсах. Вот, например, пошла я по какой-то ссылке, одну статью с советами по борьбе с перфекционизмом почитала, а в ней была ссылка на аналогичную...
Короче. Все торговцы воздухом - зло, гламурные - не исключение. Это что, большая новость? Зачем читала, время тратила? Может быть, разве что, затем, чтобы с вами поделиться некими мыслями по поводу перфекционизма. Не то чтобы вы сами к этому не пришли. Просто я, может быть, сэкономлю вам время.
Итак, если кратко о борьбе с перфекционизмом - я с ним не борюсь, я им наслаждаюсь.
Зачем я вообще занимаюсь своим делом? Если бы моей целью было срочно чем-то прикрыть голое тело под угрозой замерзания насмерть... или намолотить как можно большее количество изделий в единицу времени... тогда, конечно, пришлось бы бороться с перфекционизмом.
Но я же этим занимаюсь в конечном итоге только потому, что мне так хочется! Выпустить из своих рук вещь, которая не только выражает какую-то мою мысль и отвечает на какие-то мои внутренние вопросы; но и во всех отношениях соответствует моим представлениям о прекрасном, в том числе и в технологическом плане - это же просто такой способ получения удовольствия.
Все равно что просмотр детективного фильма - ну да, я могу промотать в конец и за две минуты узнать, что убийца дворецкий - а смысл? Нет, смысл-то, как раз, в процессе!
Конечно, совершенство недостижимо, и главный вопрос, где провести границу, за которой разумный и оправданный перфекционизм переходит в маниакальную фазу. Но теперь мне это уже не трудно - опыт. После первой сотни сделанных вещей начинаешь видеть эту границу без специальных усилий.
А главное, идея уже изначально возникает не абстрактная, которую потом непонятно какими средствами нужно будет воплощать и непонятно сколько времени на это уйдет, а сразу в материале, она изначально идет от технологии, а не от поэзии.
Не возникает характерного псевдоперфекционистского порочного круга, когда хотелось что-то сделать, но не было понятно, как... стал делать - стало получаться фигово... распустил-распорол, попробовал по-другому - получилось не лучше... снова распустил-распорол, или не распустил, но попробовал как-то еще исправить ситуацию - получилось опять не фонтан... и так до бесконечности. А у меня весь этот процесс происходит заранее, в голове. К моменту, когда идея оформляется во что-то конкретное, обеспечивающие ее технологические решения уже найдены и мысленно отработаны.
Конечно, иногда случаются какие-то заминки по причине того, что между даже самой продуманной теорией и практикой всегда существует определенный зазор... Но это именно небольшие заминки, достаточно легко и достаточно быстро преодолеваемые.
А потом я вам скажу, что умение вовремя остановиться, в т.ч. и в вылизывании вещи - это такое же непременное условие владения своим делом, как и умение сделать очень хорошо. Это трудно описать словами, но в какой-то момент - после первой сотни вещей ))) - вот эта граница между разумным перфекционизмом и маниакальным прокладывается уже сама собой, без особых усилий с твоей стороны.
Вам известно первоначальное значение слова шедевр?
В средневековой Европе существовал институт ремесленных цехов, долгое время бывший очень влиятельным и даже определяющим фактором экономики. Люди, занимавшиеся каким-то одним делом, были объединены в соответствующий цех с жестким и неукоснительно соблюдавшимся уставом. Устав прописывал мельчайшие детали и непосредственно производства, и связанных с ним социально-экономических моментов.
Главными людьми в цехе были мастера. У них были, так сказать, подчиненные - ученики и подмастерья. Ученик обязан был некое оговоренное - немалое! - количество лет подметая пол, вынося помои, водясь с хозяйскими детьми и т.п., постигать основы профессии. По истечении этого оговоренного срока, если мастер считал, что из ученика может выйти толк в их деле, у того появлялся шанс перейти на следующую ступень, в подмастерья. Уровень подмастерья предполагал уже достаточную степень профессионализма, это означало уже не ученическое состояние, что мы сейчас чаще всего ошибочно думаем при слове подмастерье, подмастерьем можно было достойно прожить всю жизнь.
Некоторые подмастерья переходили и на следующую, самую высшую ступень - мастера. Чтобы такой переход стал возможным, должны были быть выполнены многие условия, в т.ч. и не имеющие прямого отношения к производству - допустим, соблюден был некий имущественный ценз... или человек должен был быть женат... или за переход его в статус мастера должно было проголосовать столько-то мастеров его цеха... ну и т.п.
Но главное - он должен был полностью самостоятельно, от замысла до всех деталей, сделать свою собственную вещь и представить ее на суд мастеров и старейшин цеха. Что-то вроде дипломной работы или госэкзамена, так сказать. Если общим мнением работа признавалась удовлетворяющей принятым в этом цеху требованиям и к красоте, и к технологии, и ко всем аспектам исполнения, экзамен считался сданным, подмастерье становился мастером. Так вот эта "дипломная" работа и называлась словом шедевр.
Ну и логически из этого следовало, что любая работа любого мастера цеха была шедевром по определению, могла выдержать экзамен не только потребителей, но и, что гораздо круче, коллег по ремеслу.
Вот приблизительно так я внутренне ощущаю то, что делаю. Т.е. каждую свою вещь я делаю именно как шедевр - в том первоначальном, средневековом, прикладном, а не дурацком эмоционально-пафосном смысле. И это само по себе автоматически загоняет перфекционизм в определенные границы. Определяет не только нижнюю границу, что вот хуже чем это, никак невозможно. Но и верхнюю - есть кондиции, которых от данного материала с данными инструментами в рамках данной задачи добиться можно, я их четко знаю и знаю, как их обеспечить. И, соответственно, четко знаю, чего в этой области добиться принципиально нельзя, и таких задач изначально не ставлю.
Другими словами, никакого перфекционизма, на самом деле, и не существует вовсе. Существует просто достаточный или недостаточный уровень владения своим делом. И бороться, соответственно, нужно не с перфекционизмом, а за повышение своего мастерства.
Этот разговор о перфекционизме я иллюстрирую фотками всяких изнанок, застежек и фишек, которых конечный потребитель не оценит никогда. Что он в этом понимает! Это могут оценить только коллеги по цеху, пусть даже и воображаемые.