Насколько я могу судить, в мире вязания манекен не считается необходимым орудием производства. Конечно, некоторые вязальщицы пользуются манекенами, но, в основном, не в рабочих, а скорее в демонстрационных целях.
У меня все обстоит совершенно иначе. Для меня манекен является именно рабочим инструментом, едва ли не таким же необходимым, как спицы.
Наверное, дело в методе - для тех, кто вяжет по описаниям, манекен, действительно, нужен разве что для того, чтобы сфотографировать на нем готовую вещь. Я вяжу, по сути, методом, который в шитье принято называть макетным или наколкой. При таком методе форма вещи моделируется не заранее, на этапе выкройки и расчета, а непосредственно в процессе создания, этап выкройки у меня отсутствует как таковой. Отсюда понятно, что без манекена, на который и делается посадка, никак не обойтись. Ну, если у вас под рукой нет живой рабыни, готовой в любое время суток постоять неподвижно столько времени, сколько вам нужно, чтобы произвести примерку. У меня - нет. Поэтому у меня есть целый небольшой отряд нежно любимых мной манекенов - целых три.
Матриарх этого отряда, самый старый манекен и в моей коллекции, и вообще по возрасту. Вы с ней - я называю их "она" - хорошо знакомы по множеству моих фото. Раньше ее сильно поряпанный вид меня смущал, и я все планировала ее перетянуть чем-нибудь приличным. Но со временем отказалась от этой идеи - для работы никакого значения ее поряпанность не имеет, а для фото... ну, я все равно предпочитаю репрезентативные фото делать на людях, а для рабочих снимков поряпанность тоже ничего не значит.
Это действительно старый манекен, какого-то глубоко советского года рождения. Я купила ее много лет назад по объявлению, распродавалось имущество какого-то ателье. Ее древность имеет не только сентиментальную, но и вполне рабочую ценность. Будучи выполненной по каким-то старым советским ГОСТам, она является ярким представителем типа "женщины с веслом" - при умеренном размере (советский 48 по ОГ), у нее, что называется, крепкая кость. Относительно небольшая грудь при широкой спине, мощный круп, не слишком выраженный перепад между талией и бедрами, довольно плоская попа. В общем, к жизни она гораздо ближе, чем тот тип телосложения, который сегодня стал считаться эталонным.
Как вы можете видеть по обгрызенной шейке, внутри она картонно-папьемашовая, сверху обтянута хб-шной неэластичной тряпкой. Неэластичность тряпки, тоже примета старого времени, сделала необходимой сложный многодетальный крой обтягивающей тряпки, что тоже часто бывает очень полезно - по швам этого кроя во многих случаях удобно ориентироваться.
В общем, эта женщина с веслом хороша всем, кроме двух немаловажных моментов. Во-первых, на нее ни за что не напялишь вещь 44 размера. 46 еще как-то, возможно, напялишь, в зависимости от фасона... но лучше этого не делать - вид не будет показательным. Во-вторых, поскольку она картонная, на ней нельзя отпаривать, она просто размокнет.
Вот почему у меня постепенно завелась вторая девушка, современная, более изящная. Ее размер 44, она пластиковая, а тряпка, которой она обтянута, синтетическая. Так что на отпаривание ей наплевать, за что я ее очень ценю.
Ну и, конечно, на нее я сажаю вещи модельных размеров. Например, вот это платье - да, это Екатеринбург из коллекции Городская легенда. Такую посадку совершенно невозможно обеспечить никаким другим способом, кроме макетного.
Конечно, это рабочее фото в самом печальном смысле этого слова - сейчас такой свет, что в помещении почти ничего невозможно снять нормально, особенно вещь темную. А пугать соседей, вытаскивая в сугроб на газоне весь свой манекенный коллектив, мне было лениво. Так что вот водрузила свою девушку в самое освещенное место квартиры, не судите строго!
Но, надеюсь, по моей подсказке вы даже на этих беспомощных фото поймете, что я имею в виду, говоря о посадке.
Эти две девушки относятся к типу рабочих швейных манекенов. Именно поэтому у них достаточно обобщенные формы, поэтому они обтянуты тканью - это удобно для того, чтобы с их помощью шить.
Третья девушка, натуралистичных форм - это манекен демонстрационного типа. Шить с ней не станешь, для этого она неудобна и не годится. Она предназначена для того, чтобы готовую вещь красиво продемонстрировать. Но мне повезло, я вяжу! А у вязания другая специфика, поэтому и демонстрационная девушка очень даже пригодна для макетного метода. К тому же стоит она очень дешево, а готовые вещи смотрятся на ней действительно отлично.
Все вещи - для будущей коллекции Городская легенда.
Да, моя семья - святые, они готовы жить в не самой большой квартире с толпой манекенов, периодически натыкаясь на них то там, то сям. Но, с другой стороны, у них нет выбора, я бы все равно не могла обойтись без своей безголовой команды, так что никакого толку их ненавидеть все равно нету.
Такие манекены, как у меня, сейчас считаются прошлым веком. Действительно продвинутые люди - в швейном мире, конечно! - имеют раздвижные манекены, у которых можно варьировать размеры. Они дорого стоят, но, надеюсь, вы не сомневаетесь, что если бы я решила, что мне нужен раздвижной, он бы у меня был. Но я, внимательно изучив вопрос, поняла, что мне он не нужен совершенно. Во-первых, я не верю в механические работающие вещи из пластмассы, мне кажется, что это все ненадолго. Во всяком случае, если вещь не стоит для мебели, а эксплуатируется с такой интенсивностью, как у меня. Во-вторых, именно в силу специфики вязания, отличной от шитья, здесь просто нет такой необходимости в точной подгонке размеров с малым шагом. В общем, для меня функциональней и удобней иметь мой небольшой коллективчик, чем один пафосный раздвижной манекен.
Верх крутоты в шитье - это манекен индивидуальный. Т.е. сделанный непосредственно по фигуре конкретного человека. В интернете множество мастер-классов, как его сделать. Вот, например, манекен, какого-то, судя по всему, важного человека.
Фото из интернета, автора не знаю.
К счастью, в вязании такая степень индивидуализации, чаще всего, не требуется.
Для женского ассортимента одежды мне, пожалуй, моих девушек достаточно. Все мои рабочие потребности они полностью закрывают. О чем я подумываю, так это о том, чтобы завести хотя бы один мужской манекен. Места, конечно, уже жалко... но хотя бы один все-таки надо бы... в общем, над мужским пока думаю.
Не предлагаю всем срочно заселить свою квартиру коллективом манекенов! Максимально подробно описала свои взаимоотношения с ними, специально чтобы можно было прочесть и прикинуть для себя.
Моя работа без манекенов совершенно невозможна. И, даже если ваше вязание ограничено скромными рамками личных потребностей, все-таки рискну дать совет - один, всего один манекенчик можно разместить даже в самой тесной квартире. Вы удивитесь, как заиграет с его появлением ваша работа!