Теперь, когда вы про это платье уже все знаете, можно рассказать, почему оно, собственно, Ниндзя, и что я под этим понимаю.
Всякое платье в широком смысле слова, всякая одежда, хотим мы этого или нет, всегда рассказ о его хозяине. Зачастую гораздо более честный и откровенный, чем бы этому хозяину хотелось. Никакая одежда - к моему лично сожалению! - не способна сделать никого невидимкой до такой степени, что прохожие будут сквозь него видеть противоположную сторону улицы...
А следовательно, всякое платье - это коммуникация. Посредством платья его хозяин, независимо от своего желания, неизбежно транслирует во внешний мир некий месседж. И, соответственно, неизбежно получает ответ на него.
Так что незаметное платье-невидимка - это, конечно же, условность, обозначающая ту степень невидимости и незаметности, которой вообще реально достичь в реальной жизни.
Что я подразумеваю под незаметностью и почему для меня это так принципиально?
Если не полностью свести на нет коммуникацию с внешним миром, что очевидно невозможно и попахивает патологией, то получить возможность ее контролировать и удерживать на комфортном для меня, т.е. очень небольшом уровне.
В нашей стране, где на почве исторически обусловленного сексизма приносит обильные плоды неблагоприятная демография, всякий разговор о внимании окружающих по умолчанию рассматривается в гендерном контексте, подразумевает внимание противоположного пола. На самом же деле одежная коммуникация - это не только, не столько и даже вообще совсем не про это. Это - про энергетический обмен.
Нет, не подумайте, мне совершенно нечего скрывать, я не промышляю кражей в магазинах, не покрыта какими-нибудь коростами и не опасаюсь, что кто-то вдруг, не дай бог, не упадет в обморок от моей красоты, ничего такого! Просто мне меньше всего хочется вызывать к себе чье-то внимание или интерес.
Прочтите любой текст про интроверта, там во первых строках будет объяснено, что это вовсе не человек, который ненавидит общение! Это человек, который очень любит общение! Только по своей инициативе, в удобное для себя время, с желательным для себя визави и на своих условиях. А вот становиться участником общения без всякой возможности регулировать эти параметры, это да, это для интроверта равносильно тому чтобы быть мячом в футбольном матче. В отличие от мяча, интроверт в такой ситуации может даже убить, вот как сильно он это ненавидит!
Так что в идеале мне было бы совершенно комфортно в той самой сказочной шапке-невидимке, в которой я всех вижу, а меня - никто.
На содержание направленного в мою сторону интереса мне совершенно наплевать. Подумает ли кто-то, глядя на меня, какая я красивая, или какой я урод, или что я толстая, худая, косая, городская сумасшедшая - вот это меня меньше всего волнует.
Что для меня имеет значение, это сам факт внимания независимо, так сказать, от его знака. Потому что абсолютно любой направленный взгляд, любое хоть на минуту привлеченное чье-то внимание - это некий энергетический посыл, направленный от смотрящего к рассматриваемому. Который рассматриваемому автоматически приходится принять и тем или иным способом пропустить через себя, как электричество, направить в землю или еще каким-то способом переработать. И вот это обслуживание и переработка энергетики посторонних людей как раз и есть то, чего мне категорически не хочется.
Переходя к практическому решению этой задачи важно, прежде всего, понять сколь тонкую, столь и принципиальную разницу между понятиями "одежда, максимально скрывающая человека" и "одежда, не привлекающая внимания". Эти понятия, безусловно, в чем-то пересекаются, но это совершенно не одно и то же!
Вот, допустим, пример одежды, которая скрывает вообще практически все, не давая окружающим ну совсем никакой информации о человеке.
Но совершенно очевидно, что за границами своей исходной реальности она никак не позволяет останется незамеченной. Наоборот, ее хозяйка гарантированно получит большую дозу внимания и, соответственно, энергетический поток очень высокой напряженности в свою сторону.
Таким образом, механически скрыть по максимуму все что можно - это не решение моей задачи "я в домике".
Есть во всех отношениях более дешевый и сердитый способ, идеологически родственный вышеприведенному:
При использовании этого способа даже не нужно заморачиваться особо тщательным сокрытием чего бы то ни было, потому что он гарантирует срабатывание у окружающих определенного павловского рефлекса. Даже не секундным взглядом, а периферийным зрением такой объект опознается и идентифицируется как абсолютно понятный и не стоящий ни секунды внимания. (Не забудем, что внимание - это не только энергия, направленная на его объект, но и энергия, затрачиваемая субъектом! А природа генетически заложила в нас не растрачивать энергию ну совсем уж заведомо попусту.)
Этот способ задачу "я в домике" решает довольно успешно... но имеет принципиальный недостаток, делающий его совершенно непригодным лично для меня. То, что мне в какой-то момент стало глубоко безразлично мнение обо мне окружающих, совершенно не означает, что в тот же самый момент у меня отключилось и эстетическое чувство, как таковое. Скорее наоборот! Мне и раньше не хотелось лишний раз соприкасаться с уродством, а теперь в особенности не хочется. Так что я хочу, конечно, быть в домике, который никто кроме меня не видит... но я-то его вижу! И совершенно не согласна, чтобы он меня травмировал своей эстетической убогостью.
Существует и третий, наиболее внутренне близкий мне способ одеться "проходите, не на что тут смотреть":
Если кто не сразу узнал, это Хелена прекрасная Бонем Картер. Не только потрясающе красивая женщина, вполне о своей красоте осведомленная. Не только знаменитая и успешная актриса, регулярно хаживающая по всяким там красным дорожкам в именных дизайнерских нарядах. Но еще и ребенок старого аристократического семейства, с детства знакомый со всеми этикетными штучками в такой степени, какая нам с вами и не снилась.
Однако же... а, верней, не однако, а именно поэтому... когда ей нужно пойти не по красной дорожке на сцену Оскара получать, а в булочную с утра (или вот в книжный) она плевать хотела на все советы стилистов, поучения ведущих "Модных гардеробов" и на то, что об этом кто-то подумает.
Справедливости ради нужно отметить, что в Англии, где она живет, об этом практически никто ничего и не подумает - окружающим аналогичным образом плевать и на свой собственный вид, а уж тем более на чей-то.
Собственно, в этом причина, почему в точности таким милым моему сердцу образом я выгляжу только дома (только вместо белых пижамных штанов среди меня как-то популярней оказались треники неярких расцветок).
Вот удачный кадр, где представлены обе разновидности этой нежно мной любимой формы одежды - "Бомж как образ" и "Бомж как образ жизни":
Но я живу не в Англии. У нас, к сожалению, это обеспечит эффект "в домике" только в том случае, если "бомж как образ" будет совпадать с "бомжом как образом жизни". А, поскольку я не греюсь у вентиляционной решетки на выходе из метро к Казанскому вокзалу, докуривая кем-то выброшенный бычок, при попытке функционировать в таком виде в других ситуациях, хоть бы и в том же книжном магазине, я однозначно буду неверно понята и тем самым обеспечу себе очень большую дозу внимания. Так что у нас этот любимый лук - только дома.
Среди многих, не всегда внятных мне самой причин моих нынешних предпочтений в одежде, есть одна совершенно конкретная, и, в отличие от остальных, возможно, представляющая интерес не только для меня самой.
Разумеется, я сейчас не провожу никакой параллели между собой и великими дизайнерами одежды, и никаким образом себя в один ряд с ними не ставлю!
Однако чисто функционально есть некий существенный фактор, общий у меня со всеми известными и неизвестными кутюрье - нашим основным занятием является придумывание и создание одежды для людей. По мере того, как это занятие стало моим основным, мое отношение к своей собственной одежде стремительно эволюционировало к его нынешнему состоянию.
Задумавшись об этом, я поняла интересную вещь. Если посмотреть на самих дизайнеров одежды, можно заметить, что они довольно резко подразделяются на две группы по признаку отношения к своему собственному виду.
Дизайнеры из одной группы выглядят приблизительно так:
А из второй приблизительно так:
Первую персону вам, конечно, представлять не нужно - Вячеслава наше всё Зайцева все узнали. Второй, бомжеватый человечек, у нас менее узнаваем - это Йоджи Ямамото.
Думаю, сравнение этих представителей двух разных типов дизайнеров одежды уже мою мысль вполне прояснило.
Одни из них, как Зайцев, сами для себя первая и лучшая модель. Любые красивые идеи им первым делом хочется представить на самих себе. Они себя ощущают внутри этого сложного процесса создания человеческого образа посредством одежды, не просто внутри, а центром, адресатом и конечной целью этого процесса. Можно сказать, если создание одежды это борщ, то дизайнеры такого типа в нем свекла и едок одновременно.
Другие, как Ямамото, воспринимают процесс создания одежды отстраненно от самих себя, абстрагировано. В этом борще такие люди не свекла, а кастрюля... а, может быть, даже плита... а, может, даже повар, который варит этот борщ, а сам его при этом даже не ест.
Вот по мере того, как создание одежды для людей стало моим основным занятием, совершенно однозначно определилось, что я отношусь ко второму типу, как Ямамото. Чем больше удовольствия я получаю, одевая людей, тем меньше интереса у меня вызывает то, как одета я сама. На себя мне просто жалко потратить лишнюю минуту времени и лишнее мозговое усилие, потому что они могли быть потрачены на что-то действительно красивое, никак не связанное со мной.
Насколько мне интересно одевать, ровно настолько неинтересно одеваться.
Но, поскольку голой ходить не будешь, раз в сто лет приходится озаботиться и какой-то одежкой для себя. А раз уж до этого доходит, то сделать ее максимально для себя эмоционально и физически комфортной.
По смыслу это больше всего похоже на одежду ниндзя - людей-невидимок, у которых не только успех их миссии, но и сама их жизнь зависела от того, насколько невидимыми они смогут быть. К сожалению, найти картинку аутентичного наряда ниндзя совершенно нереально среди мегатонн мультяшных образов и фоток карнавальных костюмов... А, может, это и правильно - по смыслу-то! - они ж невидимые, как их костюм разглядишь в деталях...
Так что обозначим эту самую ниндзя-одежду вот такой условной картинкой
а уж каждый сам домыслит, какие конкретные детали по его мнению обеспечили бы ему невидимость. Набор этих деталей будет очень индивидуальным, исходя из места проживания, рода деятельности, особенностей внешности и т.п.
Вот у меня набор получился такой. Совсем сквозь меня, конечно, не видно... ну, мы и сразу договорились, что это в принципе невозможно... но исчерпывающую для меня степень комфортности обеспечивает.
Да, оно не совсем невидимое. Но если вы попробуете мысленно в нем что-нибудь убавить-прибавить... укоротить-удлинить... обузить-расширить... подчеркнуть-украсить... короче, хоть что-нибудь изменить... то убедитесь, что получится вариант, может быть, и более красивый, но одновременно и более заметный, цепляющий взгляд, провоцирующий коммуникацию. Так что вот именно так реально может быть воплощен ниндзя-костюм для тетки определенного возраста, типа внешности и темперамента, проживающей в определенном городе в определенном времени, т.е. меня.
*Все фото взяты из открытых источников в интернете. Выяснить и указать их авторов невозможно, но в случае, если автор отыщется и пожелает быть названным, это немедленно и с благодарностью будет сделано.