Вчера в метро повезло наблюдать уникальное явление, о котором не могу вам не рассказать.
Целый ряд причин в нашей относительно древней и новейшей истории привели к тому, что традиция русского костюма в нашем повседневном обиходе отсутствует практически стерильно. (Кому интересно, в рассказе о моем
платье на русскую тему Калинка-party мои соображения по этому поводу изложены очень подробно.)
Исчезновение чего-либо, редкий ли вид животного, растения, язык ли ставшего малочисленным народа или традиция костюма, всегда обедняет ноосферу, всегда печально, и потому не хочется в это верить. Так что я сейчас чувствую себя как ботаник, обнаруживший какой-нибудь вид дикой орхидеи, считавшийся давно утраченным, и хочу поделиться с вами этим прекрасным ощущением.
Смотрите, в чем уникальность ситуации. Любой аутентичный костюмный комплекс как таковой зафиксирован на определенный момент времени, в каком-то смысле он как муха в янтаре. А живая традиция - это как... живая муха, которая жужжит и летает, и от своей застывшей в янтаре праматери уже довольно существенно отличается, за миллионы лет, их разделяющие, под влиянием меняющихся условий с ней произошли всякие изменения, но она продолжает оставаться прямым потомком и продолжением той древней мухи.
Не знаю, насколько стихийно, а в какой степени осознанно эта русская красавица использует в своем луке мотивы и знаковые детали русского костюма, думаю, что скорее стихийно. Но этих мотивов немало, от архаичных допетровских и даже еще более ранних до относящихся к периоду русской промышленной революции.
Каждая из деталей в отдельности не сработает как маркер русской традиции, и в этом вся красота ситуации - здесь нет и намека на костюмирование, никаких кокошников, лаптей и прочего косплея. Смысл в том, какие вещи выбраны из нейтрального ассортимента масс-маркета и каким образом они скомплектованы.
Сапожки из мягкой кожи на невысоком каблучке со слегка заостренными носами как будто бы вполне нейтральны.
Но, в отличие от кроссовок, шпилек, резиновых сапог, ботинок и других разновидностей сегодняшней обуви, они вполне вписались бы в допетровскую тему.
Юбка актуальной длины сама по себе тоже, казалось бы, нейтральна. Но обратите внимание на ее ткань, современными средствами имитирующую фактурную парчу с небольшими даже вкраплениями серебра, т.е. люрекса (его не видно на моем кустарном фото, но он там есть), что тоже работает на допетровский контекст.
Форма серег, как будто бы не навязывая исторических ассоциаций напрямую, в контексте отсылает нас совсем в архаику, напоминая даже о височных кольцах.
Павловопосадский платок появился существенно позже, но немедленно и органично вписался в русский костюм позднейшего времени.
Роскошная коса до пояса - сегодня не самая распространенная среди взрослых женщин прическа тоже однозначно в контексте.
И, конечно, меха, что может быть более русским. Фото было сделано 23 апреля, в Москве было +12, т.е. наличие этой меховой детали - даже не воротника, а, скорее, чего-то вроде пелерины - не обусловлено практической необходимостью, но окончательно собирает и выявляет русскую тему лука.
Все это в целом и дает нам сегодняшнюю вариацию на русскую тему без прямых цитат и реконструкторства.
Я чуть не проехала свою станцию, любуясь, настолько меня заворожило это зрелище и порадовало это свидетельство, что, хоть и закатанная в асфальт современности, традиция русского костюма жива и пробивается через него, как травка.