Первое, что встречает посетителя этой выставки прямо на входе - это большая вывеска с надписью "фотографировать запрещено". Что меня, конечно, очень огорчило, но нисколько не удивило - слава богу, я не первый раз в Третьяковке, знала, куда иду.
И на этот раз я не стала делать контрабандных фоток, чтобы вам показать, хотя, конечно, могла бы - многие делали. Честно говоря, задолбало. Особенно сейчас, когда я только что побывала в целом ряде не последних европейских музеев и в основной экспозиции и на выставках, по контрасту ну уж очень это противно.
В общем, я бы не стала и писать об этой выставке, если мне и показать-то нечего - если Третьяковка в этом не только не заинтересована, а сделала все, чтобы я об этом не писала, то мне это как бы тем более не надо...
И - нет, для всех этих запретов не существует никаких непреодолимых объективных причин, что бы вам ни втирали на эту тему. Причина только одна - некоторые люди не могут отказать себе в удовольствии что-нибудь запретить, если у них есть такая возможность.
Но я успела на эту выставку совершенно случайно - спасибо ФБ! - увидела там в ленте, что она, оказывается, до конца июля. А я-то была уверена, что до конца лета! Думала, время еще есть, а оказалось, что с учетом очередной моей предстоящей поездки его совсем уже нету. Поэтому метнулась быстро и вам вот сообщаю, вдруг вы тоже не в курсе - Серебрякова до 30 июля.
Очередь, как вы видите, небольшая, не дольше получаса пришлось простоять, и это был вечер воскресенья, в будни, наверное, будет меньше.
Я легко могла бы проиллюстрировать свой пост картинками из интернета, благо, их во множестве есть. Но именно поэтому не вижу в этом смысла. Половину вещей с этой выставки вы прекрасно знаете, они широко репродуцируются, вы легко их загуглите и без моей помощи.
Особенно интересно было посмотреть на интерьерные росписи, выполненные по заказу какого-то бельгийского предпринимателя для его особняка. И на эскизы для росписей Казанского вокзала. Которые, как говорится в сопроводительном тексте, "не были реализованы по причине наступивших революционных событий". По стечению обстоятельств, на Казанском вокзале я была буквально накануне. Не считая того, что многие годы моя жизнь была с ним очень тесно связана, так что я с ним знакома буквально в мельчайших подробностях. Поэтому хорошо понимаю его первоначальный замысел и то, каким изысканным ансамблем различных искусств мог бы он быть, если бы не пресловутые "революционные события", после которых уже все навсегда пошло совсем не так, и слишком многое "осталось нереализованным".
Еще мне было очень интересно посмотреть на Серебрякову в контексте вопроса о том, существует ли "женская литература" (в данном случае живопись), или есть литература и ... все остальное.
В любом случае, портретист она замечательный, этого нельзя не признать. И, что, может быть, особенно ценно в наше гопническое время, она высочайший, блестящий профессионал. Что само по себе более чем естественно - для ребенка семей Лансере и Бенуа. Я думаю, она уже родилась примерно с таким уровнем академического профессионализма, с которым другие люди выходят из стен художественных училищ.
Нет, прозрений и откровений это не гарантирует! Но самостоятельной ценностью, безусловно, обладает. В особенности сейчас, когда профессионализм практически исчез из нашей жизни.
В общем, у вас есть время до 30 июля, чтобы на нее посмотреть.