Сто одежек - сто застежек

Jul 19, 2016 12:16

Так называется выставка, которая проходит сейчас в Этнографическом музее в Питере. На самом деле экспонатов там гораздо больше ста.




Для такого пуговичного маньяка и фаната застежек, как я, это просто праздник, как для той щуки из русской поговорки, которую бросили в реку!




Когда вообще появились на человеческой одежде застежки? Не ранее, чем у одежды появился крой.




Архаичные формы одежды кроя не имели, представляли собой фактически полотна, которые либо надевались через голову, либо вообще накидывались и драпировались непосредственно на теле.




Для их фиксации использовались, соответственно, не застежки, а завязки, пояса и пряжки.




И лишь с появлением кроя возникла необходимость в специальном решении, позволяющем соединять между собой элементы одежды и фиксировать ее по фигуре, т.е. в застежке.




Так происходила эволюция от поясов и завязок, палочек и косточек к специально изготавливаемым булавкам, заколкам, фибулам, пряжкам, пуговицам и кнопкам.




Кроме очевидной утилитарной, застежка имела еще целый ряд важных функций. Чуть ли не главной из них была защитная функция.




Элементы фиксации, булавки и пуговицы, играли роль оберегов, амулетов, охраняющих человека от злых сил. На них наносились охранные знаки и символы, иногда они делались "шумящими".




К защитной функции восходит традиция нашивать на одежду "нерабочие" пуговицы, не имеющие практического назначения и зачастую не имеющие даже ответных петель.




Большое значение имела информативно-знаковая функция элементов застежки. Они обозначали социальный статус владельца одежды, его этническую принадлежность, иногда род его занятий.




Само собой, помимо информативной, элементы застежки приобрели и функцию декоративно-эстетическую, вплотную приближающую их к классу ювелирных украшений.




Как и украшения, они зачастую изготавливались из серебра, золота, камней и прочих драгоценных материалов.




Многие из них поражают изощренностью и тонкостью работы.




Бесценно то, что на выставке элементы застежек представлены не сами по себе, а в составе костюмного комплекса, частью которого они являются.




Это не только демонстрирует общую конструктивную логику, но и позволяет проследить логику декоративную, эстетическую.




Сказать, что выставка дает богатую пищу для размышления и широкий ряд идей для воплощения - это ничего не сказать!




Мне было бесконечно приятно увидеть, что некоторые решения, которые я использую в своих вещах именно таким образом, осенены вековой народной традицией - для меня это означает важное подтверждение моей эстетической и утилитарной состоятельности.




Многие идеи, до сих пор существовавшие у меня в смутном и расплывчатом виде, благодаря выставке оформились в окончательные решения.




Буквально сейчас у меня в работе вещь, которую осталось только оформить пуговицами. Я закончила ее как раз перед поездкой, и, обдумывая ее пуговичное завершение, пришла ровно к такому решению, которое увидела на выставке.




Осталось его реализовать.




Главная ценность этой выставки не в знакомстве с отдельными экспонатами, хоть и бесконечно интересными и красивыми, а именно в богатстве идей, которые уносишь с собой, в расширении своего рабочего кругозора, в творческом импульсе.




Наверное, это можно сказать о любой выставке. Но об этой - в особенности!




Больше фото - в альбоме Сто застежек в Этнографическом музее.




Для тех, кто интересуется, таблички с атрибуцией экспонатов и пояснениями там тоже есть.

этника, пуговицы, выставка/музей, застежка

Previous post Next post
Up