Из всех синтетических волокон важнейшим для нас является акрил. Потому что именно он чаще всего входит в смесовые составы пряж. И даже широко используется не в смесях, а соло - пряж из стопроцентного акрила выпускается огромное количество.
Тому есть причины. Из всех синтетических волокон именно акрил позволяет создать материал, наиболее похоже прикидывающийся шерстью. В вещи из чистого акрила или из пряжи с преобладанием его в составе не то чтобы очень приятно, но все-таки вполне можно находиться. В отличие от вещи из другой синтетики, в которой совсем уж невыносимо. Он объемный, неплохо держит форму в полотне... в общем, у него определенно есть свои достоинства.
Выпускается акрил в виде моноволокна бесконечной длины.
Для изготовления нити оно предварительно измельчается на отрезки определенной длины. Вот в такой машине это делается.
Например, для создания смесового состава длина отрезков акрила должна совпадать с длиной волокон шерсти, входящих в смесь.
Как и у всех синтетических волокон, у акрила много наименований и обозначений, используемых одновременно в разных странах и разными производителями. Например, ПА, PA, акрил, полиакрил, фантакрил, куртель, кашмилон, акрилан, дралон и какие-то еще, которых я сейчас не вспомню. Иногда это разные обозначения в точности одного и того же волокна, а иногда названия его различных модификаций.
Я далека от снобской позиции "никакой синтетики ни одного процента принципиально на одном гектаре со мной". Большинство вещей в
коллекции Городская легенда связаны именно из пряжи состава 50% шерсть, 50% акрил. В некоторых случаях присутствие акрила в составе вполне допустимо, иногда даже желательно, а иногда просто необходимо.
Очевидно, что присутствие в составе любой синтетики, в т.ч. акрила, повышает стойкость, носкость, долговечность вещи. Иногда это полезно, чтобы вещь была менее жаркой. Это делает менее жесткими условия стирки вещи, снижает вероятность ее сваливания или усадки.
Высокообъемный акрил в составе позволяет создавать фасонные пряжи типа фламе. Например, вот в этом образце равномерная блестящая нить - это нейлон. А нить неравномерная, с большими перепадами по толщине - это смесь шерсти с высокообъемным акрилом.
Если бы неравномерная нить была полностью из шерсти, этот эффект перепада по толщине был бы нестойким. За счет свойства шерстяных волокон сцепляться друг с другом объемные, вспушенные участки нити очень быстро уплотнились бы до среднего значения, и в полотне уже практически не видно было бы разницы. А присутствие в составе высокообъемного акрила не позволяет этому произойти, что и обеспечивает полотну из такой пряжи вот такую стойкую фактурность.
Отдельно нужно сказать о микрофибре. Это очередная терминологическая чушь и путаница, которой, как мы убеждаемся, так много в пряжной теме. Мне встречались пряжи, на которых было так прямо и написано в качестве состава - 100% микрофибра. Чушь в том, что микрофибра не может быть составом в принципе, это характеристика механических параметров волокна, от micro fiber/микро волокно. Имеется в виду волокно принципиально более тонкое, меньшего диаметра, чем возможно получить традиционным
экструзионным методом. Но это ничего не говорит нам о том, из какого именно полимера это особо тонкое волокно изготовлено.
Как это делается? Представьте себе процесс получения волокна путем протягивания расплава полимера через какую-то решетку, какое-то сито. Очевидно, что диаметр отверстия в этом сите невозможно уменьшать до бесконечности по чисто механическим причинам. Допустим, вот это наш минимально возможный диаметр, сито не позволяет нам сделать волокно тоньше.
Но у самого материала еще есть ресурс образовывать волокно существенно, в разы тоньше! Тогда это делается другим способом. Некий формирующий скелетик (1) опускается в расплав полимера. Полимер заполняет канавки на его поверхности (2) и, затвердев, образует волокна, в диаметре в раз, два... более чем в восемь раз тоньше (в нашем примере, а на практике и больше), чем самое тонкое волокно, полученное из того же полимера путем его протягивания через решетку.
Принципиальная разница в механических размерах сообщает волокнам из одного и того же полимера и разницу в свойствах конечной нити.
Несмотря на всякое отсутствие в этом логики, в маркировке пряжи сложилась практика обозначать словом микрофибра именно такой микротонкий акрил. Это единственный раз в моей практике, когда я купила полностью синтетическую пряжу, тут самую "100% микрофибру" - именно для познания жизни и личного знакомства. Вот она.
По моим субъективным ощущениям, тактильно она действительно отличается от обычного акрила в лучшую сторону. Не настолько, чтобы я видела смысл и дальше ее покупать, все-таки нет, мой верхний предел - 50% акрила в составе, больше я не хочу. Но в каких-то особых случаях, например, если эта микрофибра будет какой-то особо декоративной... или в случаях полной непереносимости, аллергии на шерсть, с ней вполне можно иметь дело.
Независимо от конкретной модификации, у всех акрилов есть два свойства, которые необходимо учитывать.
Во-первых, удельный вес акрила больше, чем шерсти. Это значит, что если связать две одинаковых вещи на спицах одного номера, то та из них, которая из полушерсти, будет ощутимо тяжелее чистошерстяной. А такая же вещь из чистого акрила, соответственно, будет тяжелей, чем полушерстяная.
Во-вторых, акрил хорошо переносит стирку, не садится и не деформируется, но плохо переносит высокую температуру. Точнее сказать, не переносит совсем. Возможно, в вашей практике был случай, когда акриловая вещь попала в стиральную машину на обычную, не бережную стирку. Тогда вы помните, в какую плоскую, сплющенную и в заломах тряпочку она там превратилась. И вы убедились, что исправить эту ситуацию уже никак невозможно, ничто не в состоянии вернуть вещи прежний объем и разгладить заломы.
Поэтому стирать вещи акриловые или содержащие акрил стоит в температуре не выше чуть теплой. И ни в коем случае не гладить, тем более, прижимая утюгом. А лучше, от греха подальше, не гладить вовсе. Смесовую вещь, с ощутимым процентом шерсти, можно осторожно отпарить, по возможности быстро и ни в коем случае не касаясь утюгом поверхности, держа его на весу.