Еще раз о магии и вязании

Feb 16, 2016 11:15

Честно говоря, не думала, что когда-нибудь еще раз воспользуюсь тегом магия. Вы знаете, как я ко всему этому отношусь - даже говоря, может быть, о магии, я скорей воспользуюсь тегом технология или сошлюсь на пост про 865 265 петель.




Да, собственно, и сейчас я говорю именно об этом - о технологии, о ежедневных обязательных часах "у станка" и о вытекающем из этого чувстве материала. Настоящее чувство материала - это не про то чтобы знать, какую вещь связать из какого типа шерсти, а где лучше подойдет хлопок. Такое знание, хоть и про материал, но еще вполне в юрисдикции технологии, еще не чувство.

Чувство - это когда с материалом советуешься. Договариваешься. Секретничаешь. Находишь компромисс. Иногда заставляешь его слушаться. А иногда слушаешься его. Вот тогда это уже перерастает рамки технологии и, честно говоря, становится магией. Я предпочитаю продолжать говорить об этом в терминах технологии - потому что из технологии это выросло, и без технологии никакой магии никогда бы не было. Но про себя, конечно, всегда чувствую эту границу и знаю, в какой момент ее перехожу, оказываясь уже на магическом поле.

Практически в каждой вещи этот переход совершается. В какой-то момент я делаю нечто, что не могла бы никак логически обосновать. Просто материал настоятельно требует это сделать, и я с ним соглашаюсь, не особенно даже пытаясь анализировать его требование. В большинстве случаев эти маленькие нелогичные вещи либо незаметны постороннему глазу, либо их можно обнаружить только рассматривая каждую петлю чуть ли не с лупой, чего, конечно, никто никогда делать не станет. Но я знаю, что они там есть, и знаю, что они должны там быть.

Вообразите, как мне было приятно узнать, что это прямо перекликается с одной древней ремесленной традицией в изготовлении сюзане - вышитых восточных ковров! Здесь можно об этом прочесть, но я процитирую самое главное:
"... Помимо этого, композиции на полотне таят так называемые «ловушки» для сказочных злых духов. Каждое творение мастериц имеет какую-нибудь «ошибку» в виде несимметричного рисунка, не совпадающего по цвету узора. Это можно принять за небрежность или недостаточное мастерство. Но на самом деле такие «огрехи» призваны отвлечь злых духов, посетивших жилище. Согласно поверью, злые духи должны задуматься над неправильностью вышивки и забыть, для чего пришли. ..."

И я решила вам об этом рассказать с одной целью - не хочу упускать возможность лишний раз подчеркнуть, что в любом ремесленном деле главной магией считаю технологию. Это важно. Хотя бы потому, что всякое ремесленное изделие, всякая кропотливая и многодельная ручная работа обязательно вызывает мысль о магии, магия присутствует в ее природе изначально, по факту ее изготовления. Так вот я совершенно убеждена, что, делая вещь, думать о магии не нужно и даже вредно. Нет, думать, конечно, можно о чем угодно, хоть об адронном коллайдере, само по себе это никому еще не повредило! Но исходить из этого ни в коем случае не стоит.

Исходить стоит только и исключительно из технологии. Когда технологический уровень дорастет до магического, начнет соответствовать магическим задачам, это просто произойдет - магия возникнет сама, для этого даже не потребуется специально что-то делать. А если магии не возникает, значит, тем более не стоит об этом думать, значит, надо просто продолжать делать свое дело, отрабатывать свои ежедневные "часы у станка", оттачивая свое мастерство.

В конце концов, магия - штука непонятная и никто не знает точно, так ли уж она нужна. А вот хорошо сделанные вещи нужны определенно! Так что весь мой опыт определенно свидетельствует, что думать нужно только о том, как хорошо сделать вещь. В самом понятном, материальном, технологическом смысле. Это и есть самая сильная, а, возможно, и единственная ремесленная магия.

магия, пишу книгу, *Первые заморозки

Previous post Next post
Up